Часто мы сами создаем таких врагов — по недомыслию, по наущению других, по внутреннему противлению другому человеку, из-за зависти. Мы создаем себе врагов в нашем общении и потом начинаем бороться с ними, стараемся сделать им некое зло, убрать с нашего жизненного пути, забывая слова: «как хотите, чтобы к вам относились люди, так вы относитесь к ним». Но Господь призывает нас не делать из ближних врагов, а находить в себе силы прощать, находить в себе силы созидать вокруг себя мир. А кто выходит победителем, когда человек прощает своего врага? Враг или тот, кто простил врага? Конечно же, тот, кто простил врага, потому что борьба с ближними приносит человеку страдания. Жизнь превращается в ад, сны кошмарные снятся, человек просыпается с высоким давлением, с головной болью, все подчиняется этой борьбе с ближним. А это значит, что если ближний действительно сделал тебе зло, то, отвечая ему тем же, ты сдаешь свои позиции, ты проигрываешь борьбу. Ты был спокоен, но появился злой человек, и твое спокойствие исчезло, — значит, он тебя победил. Он свою злобу и свою неправду посеял в твое сердце. Но если ты не отвечаешь ему злом, если ты молишься за него как за человека погибающего, если ты изгоняешь из сердца своего злобу, не теряя при этом разумной оценки жизненной ситуации, то ты спокойно спишь, ты сохраняешь свое здоровье, и тебя этот злой человек не побеждает, — ты его побеждаешь своим добром."
Святейший Патриарх Кирилл
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7
вряд ли мы будем похожи на Христа, если мы просто будем вычитывать очень-очень много молитвенных правил, канонов и так далее...
а вот ПРОСТИТЬ – это одно из немногих сложных, тяжелых дел, которое позволяет нам быть похожими на Христа.
Протоиерей Алексий Уминский
Говоря о врагах,
старец употреблял язык окружавшей его среды, когда много говорилось и писалось
о врагах веры. Сам он делил людей не на
врагов и друзей, а не познавших Бога и не познавших Его. Если бы исторически обстановка
была иною, то и старец, полагаем, выражался бы иначе, что и бывало много раз,
когда он говорил о любви к человеку вообще, то есть ко всем людям: и
благотворящим и злотворящим. В этом он видел уподобление Христу, Который «руки
простер на Кресте», чтобы всех
собрать.
Бог есть любовь,
любовь абсолютная, объемлющая в преизбытке всю тварь. Бог и во аде
присутствует, как любовь. Дух Святый, давая человеку, в меру вместимости его, познать действенно
эту любовь, тем самым открывает ему путь к полноте бытия.
Там где есть «враги»,
...Ещётам есть и отвержение. Отвергая, человек неизбежно выпадает из Божественной
полноты, и уже не в Боге. Достигшие Царства Небесного и пребывающие в Боге, в Духе Святом видят все б
Говоря о врагах,
старец употреблял язык окружавшей его среды, когда много говорилось и писалось
о врагах веры. Сам он делил людей не на
врагов и друзей, а не познавших Бога и не познавших Его. Если бы исторически обстановка
была иною, то и старец, полагаем, выражался бы иначе, что и бывало много раз,
когда он говорил о любви к человеку вообще, то есть ко всем людям: и
благотворящим и злотворящим. В этом он видел уподобление Христу, Который «руки
простер на Кресте», чтобы всех
собрать.
Бог есть любовь,
любовь абсолютная, объемлющая в преизбытке всю тварь. Бог и во аде
присутствует, как любовь. Дух Святый, давая человеку, в меру вместимости его, познать действенно
эту любовь, тем самым открывает ему путь к полноте бытия.
Там где есть «враги»,
там есть и отвержение. Отвергая, человек неизбежно выпадает из Божественной
полноты, и уже не в Боге. Достигшие Царства Небесного и пребывающие в Боге, в Духе Святом видят все бездны ада, ибо нет
такой области во всем бытии, где бы ни присутствовал Бог. «Все небо живет Духом Святым, а от Духа Святого ничто во всем мире не скрыто»… «Бог
есть любовь; и во святых Дух Святой есть любовь» («О святых») Пребывая на небе,
святые видят ад и его тоже объемлют своей любовью.
Ненавидящие и
отвергающие брата – урезаны в своем бытии, и Бога истинного, Который есть всеобъемлющая
любовь, они не познали, и пути к Нему не обрели.
Он утверждал, что
если после духовного состояния, воспринятого как богосозерцание и богообщение,
нет любви к врагам, а следовательно и всей твари, то это верный показатель, что
созерцание было не подлинным, т. е. не в Боге истинном.
Обе заповеди
Христа, т. е. о любви к Богу и о любви к ближнему, составляют единую жизнь, и потому если кто мнит, что он
живет в Боге, а брата своего ненавидит, тот пребывает в заблуждении. Так вторая
заповедь дает нам возможность проверить, насколько истинно живем мы в Боге
истинном. («Старец Силуан» арх. Софроний).