В конце июля с.г. Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию отправило на доработку курс внеурочки «Семьеведение», который Минпросвет с 1 сентября намерен ввести во всех российских школах. Причины доработки были ярко показаны в материалах «Катюши», где мы разбирали учебник «Семьеведения» от либеральных психологов Российской академии образования.
Как и опасалась просемейная, родительская общественность, за ширмой традиционного воспитания школьников семейной жизни продвигаются ювенальные установки, секспросвет, «новая нормальность» Запада в виде неопределенности «гендерных» ролей в семье и прочие установки «ответственного родительства», на практике отбивающие у нового поколения всякое желание заводить детей. Теперь предметом нашего анализа стала официально опубликованная федеральная рабочая программа по «Семьеведению» для 5-9 классов, разработанная печально известным в узких кругах Институтом стратегии развития образования при РАО.
От постоянного партнера ЮНЕСКО, разработчика «Разговоров о важном» и проч. следовало ожидать подвоха – и в рабочей программе таких подвохов находится немало. В «Семьеведение» умудрились запихнуть и обучение современным нетрадиционным установкам семейной жизни, и финансовую грамотность, и продвижение цифровых технологий с фитнес-браслетами, и сбор данных об отношениях в семье, об их благополучии. И даже предлагают школьникам сформулировать единые правила взаимодействия с родителями, а если что-то «пойдет не так» - рекламируют детям ресурсы и телефоны органов опеки. И все это – за ширмой привития высокой нравственности, просемейных установок и т.д. Убедимся в этом на конкретных примерах из рабочей программы.
Для начала напомним про главного разработчика программы «Разговоров о важном» и научрука ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Светлану Иванову. По совместительству она же - завкафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию. В феврале 2024 г. на «Катюше» вышел большой материал под названием «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УГРОЗА НАЦБЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ». В нем подробно рассказывается, как адепт цифровой глобальной повестке Иванова успела наследить в разных федеральных образовательных проектах.
Так что от ИСРО, где правят бал те же либеральные педагоги-психологи из РАО, ожидать кристально чистого здорового подхода к «Семьеведению» было просто нелепо. И вот перед нами рабочая программа курса для 5-9 классов. Слегка успокаивает, что пока все это в рамках внеурочной деятельности, то есть не является обязательным в школе.
Начало про обоснование введения этого предмета и его целеполагание обнадеживают, даже заряжают оптимизмом:
[«Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации».]
И не поспоришь ведь. Базовые цели и задачи курса также сформулированы отлично:
[«Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей».]
И снова четкие правильные формулировки. Если бы весь курс реально был направлен на описанное, все было бы не так уж плохо. А вот далее появляется момент, заставляющий напрячься:
[«Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся».]
Что за открытый диалог со школьниками, о чем именно? Какие современные педагогические подходы предлагается использовать? Как вообще коррелируют современные подходы в науке и педагогике с подходами традиционными, то есть не столь современными? Здравый смысл подсказывает, что именно традиционная, а никак не современная, педагогика лучше всего коррелирует с традиционными духовно-нравственными ценностями. И ниже мы в этом убедимся.
Среди предметных результатов освоения курса видим:
[«– умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др…»]
Сразу видим тут и продвижение цифры, и финансовой грамотности. Какое отношение это имеет к пониманию значимости института семьи и установкам на многодетность? Зачем свое родовое древо обязательно в цифре строить, на компьютере? А ручкой/карандашами в альбоме его расписать не получится?
Переходим, собственно, к содержанию курса.
«РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
[Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье. Семья и брак в современном обществе.
Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления».]
Зачем в 5-9 классах рассказывать про некое изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье? Вообще сходу и не сообразишь, о каких ролях речь, и как они поменялись. Видимо, речь пойдет о том, что женщины ныне зачастую работают, решают строить карьеру параллельно с детьми, а мужчина-отец начинает брать на себя какие-то обязанности по дому. Но все это уже индивидуальные особенности разных семей, все это может происходить органично. Зачем вносить в головы школьников эти сведения? Уж точно они не имеют отношения к традиционным ценностям, в рамках которых мужчина, как правило, является добытчиком в семье, а женщина следит за домашним очагом.
И зачем рассказывать про сводных детей – то есть закладывать в головы школьников установки про многобрачие и потенциальные разводы???
[«Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Детские накопления и цели их использования».]
Зачем навязчиво рассказывать про равноправие в финансах именно как современную норму? Если говорить о традиционных ценностях, а в соответствующем Указе президента России прямо написано, что на их формирование оказали большое влияние традиционные религии, то по ним мужчина все-таки является главой, в том числе принимает и решения по финансам. Зачем рассказывать школьникам про кредиты и инвестиции? Это протаскивание финансовой грамотности и подсаживание школьников на банковские услуги. А также заход на то, что ребенок будет регулярно интересоваться у родителей: есть ли у нас, дескать, вклады или кредиты? Еще и себе вклад открыть в банке начнет требовать, или кредит какой-то взять на свои подростковые нужды… Хотя все финансовые вопросы в семье должны решать родители, а никак не дети. Причем тут просемейные и многодетные установки?
[«Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме».]
И снова про распределение социальных ролей между родителями. Понятно, что в большинстве семей этот процесс устаканивается по умолчанию. Зачем делать на это акцент? А помощь детей родителям – это конечно правильно.
[«Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора ребенка».]
Договариваться с детьми, конечно, важно. Но при этом «умение договариваться и уважение выбора ребенка» никак не должны распространяться на плохие и опасные поступки ребенка, на нарушение им родительских запретов, которые неизбежны при контроле за здоровым гармоничным развитием, безопасностью ребенка в современном мире и т.д. И если ребенок сделал объективно плохой, вредный для себя выбор, родители должны не уважать его, а полностью нивелировать негативные последствия от этого выбора. Попросту говоря – лишить свое чадо возможности такого выбора. Вряд ли об этом расскажут на Семьеведении.
[«Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей».]
Что? Какие фитнес-браслеты и здоровье? Какие приложения? Сидение в интернете со смартфоном в руках/перед компьютером всегда обусловлено малоподвижностью пользователя. Со спортом и защитой здоровья это ничего общего не имеет. Равно как и собирающие сведения об организме ребенка фитнес-браслеты, являющиеся, к тому же, источниками вредного неионизирующего излучения непосредственно на его теле. Цифровая повестка так просто не могла уйти из ИСРО, это понятно.
[«Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей».]
Зачем рассказывать школьникам о семейных/школьных психологах? Очевидно, чтобы дети поверили в их значимость и в случае чего – обратились бы за советом/беседой.
[«Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».]
То есть школьникам подробно расскажут об их правах, требовать соблюдения которых они конечно же начнут от родителей. А в случае чего – помогут и к УПР обратиться. Дескать, не дают предки финансовую деятельность вести (за их счет) или свой бизнес открыть в 14 лет. А что – уже гражданин РФ с официальным паспортом, уважайте его права на владение и распоряжение семейным имуществом. То есть все ювенальные подходы с акцентом на права детей в отрыве и в противопоставлении правам родителей, которые мы отметили в учебнике «Семьеведения» от РАО – перекочевали и в рабочую программу курса.
Далее переходим к тематическому планированию уроков Семьеведения.
[«Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей».]
Зачем рассказывать школьникам 5-9 классов про значимость высокого достатка в семьях? Чтобы они все время сравнивали свои семьи и фин. возможности с семьями «элиты»? Это крайне опасно и чревато неадекватными реакциями, развитием комплексов у ребенка. И у нас же тут речь про традиционные духовно-нравственные ценности, в официальном определении в Указе президента – в них входит и приоритет духовного над материальным. Об этом составители из ИСРО забыли?
[«Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми и родителями…»]
Это уже совсем интересно. Зачем детям в школе создавать правила выстраивания отношений с родителями, когда в их семьях они давно уже выстроены? Это совершенно индивидуальная вещь. В какой-то семье родители (родитель) – более строгие, в другой – детям позволяется на головах ходить порой и т.д. Детям точно не нужно давать выстраивать какие-либо свои правила, это противоречит основам педагогики и воспитания. Если мы, конечно, говорим о традиционной педагогике и традиционном воспитании, а не о западной ювенальной модели, которую там нынче считают приоритетной. Как видим, не только там.
[«Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам».]
Не слишком ли глубоко, в самое сердце личных семейных отношений, хотят залезть авторы курса? Чтобы подростки еще и выворачивали в школе свою душу, рассказывая об отношении к близким и своем поведении в семье???
[«Заполнение таблицы «Мое поведение в семье».]
И снова идея глубоко личной анкеты, вторжение в частную жизнь семьи, заход на нарушение личной тайны. И прямой сбор данных о семейной жизни ребенка, которые, можно не сомневаться, пойдут, куда следует, если смогут заинтересовать органы опеки или КДН.
[«Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то...»]
Какая тонкая игра – задание фактически направлено на раскрытие отношений ребенка к родителям и его отношениям с ними.
[«Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций»]
По тому, с какими словами ассоциируется у школьника родной дом, также можно сделать выводы о том, какова обстановка в его семье, насколько ребенку комфортно в доме с родителями и т.д. Это все уже темы личных бесед с теми же психологами, но никак не публичная история для обсуждения в классе на Семьеведении.
[«Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем (в виде иллюстраций, видеосюжетов)»]
Еще один пример простого психотеста типа «нарисуй себя и членов семьи, когда вы что-то делаете вместе». Для чего так открыто залезать в семьи, если задача курса вроде как – привить общие семейные ценности всем школьникам?
[«Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор»]
Брачный договор 5-9-классникам… Зачем им об этом рассказывать? Преподнесение брака как бизнес-проекта? Неудивительно, в контексте финансовой грамотности, рассказов детям про важность материального благополучия и т.д. Только к традиционным духовно-нравственным ценностям, опять же, это никак не относится.
[«Знакомство школьников с электронными ресурсами социальных служб»]
А это зачем – знакомить школьников с телефоном доверия (на сайте опеки он рекламируется крупным планом) соцслужб, с их полномочиями и возможностями обратиться к их помощи??? Если родители примут решение о получении соцподдержки, они сами в любой момент могут туда обратиться. Понятно, что ключевые задачи здесь – передача в руки детям инструментов по жалобам на действия родителей, на нарушения их прав разного рода, которые неизбежны при разных нарушениях запретов родителей. Например, родитель отобрал телефон у бездельника-игрока – значит, лишил его имущественного права. Об этом ведь будут учить на Семьеведении, в рамках укрепления семьи… Больше похоже на подготовку новых павликов морозовых.
[«Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность».]
И снова правовой ликбез для школьников – о том, что они могут вести бизнес, замахнуться на финансовую деятельность, распоряжение имуществом… И все это – как бы отдельно от прав родителей на воспитание и образование своих детей. Отдельно от воли родителей и их планов на подобную деятельность их детей. Строго говоря, все перечисленные права несовершеннолетних реализуются в таком возрасте через родителей. Зачем же вещать об этом школьникам на Семьеведении?
Приведенные выше темы для обсуждения на уроках явно указывают на ювенальный, дето-центричный характер самой концепции курса Семьведения, который по полной реализуют в ИСРО, в соответствующих учебниках от педагогов-психологов РАО. Здесь также можно усмотреть знакомый нам вектор на критику любых запретов и наказаний для детей со стороны родителей – в пользу «свободного выбора ребенка» (об этом писалось выше).
Складывается картина очередного псевдо-просемейного проекта социальной инженерии, коим Семьеведение и являлось изначально. По сообщениям ряда информированных источников, очень активно лоббирует внедрение этого предмета президент Сбера Герман Греф. И неслучайно мы видим в рабочей программе курса отсылки к детским финансам, к инвестированию, к раннему началу финансовой и банковской деятельности несовершеннолетними. Это одна из удочек, которую банкстер-трансгуманист закидывает в молодое поколение граждан России.
Повторим наш финальный вывод про учебник Семьеведения, рабочая программа недалеко от него ушла: такого предмета в российских школах быть просто не должно. Надеемся, что трезвые адекватные головы в образовании и педагогике навсегда поставят шлагбаум этому симулякру.
РИА КАТЮША
23.08.2024
Нет комментариев