Я. Иванова о известной врачебной семье Брусиловских И. А. и Е. И.:
«Прожив большую часть жизни, начинаешь понимать, как важно в юности встретить на своём пути людей НАСТОЯЩИХ. Ведь именно это во многом готовит основу для твоего профессионального и личностного пути, определяет в последствии выверенность каждого шага в судьбе.
В один из тёплых майских дней 1966 года, мы, пятнадцатилетние выпускники 8-б класса Лозовской школы-интерната города Симферополя, грелись на тёплом майском солнышке и с осторожностью делились своими недетскими планами на будущее. Уже тогда многие из нас понимали, что жизнь и учёба в родном интернате стала для многих из
нас спасительным кругом от улицы и её последствий. Наши преподаватели научили нас быть твёрдыми духом, преодолевать трудности, встающие на пути.
К нам подошла завуч школы Полина Васильевна Евстратова и активно включилась в наш разговор-раздумье. Каждому она дала совет. Мне же сказала, что с моими способностями и характером я обязательно должен работать с людьми и посоветовала идти учиться в Симферопольское медицинское училище.
Я был очень удивлён услышанным, но решил попробовать сдать замены и поступил в том же году на фельдшерское отделение Симферопольского медучилища.
На три с половиной года я попал атмосферу, о которой пишет в своём стихотворении мой лучший друг, единомышленник и моя жена – Член Союза писателей России, поэтесса Ольга Алексеевна Иванова в стихотворении
«Alma mater»:
Куда ни забросит-закинет судьба,
Какой ни прочертит фарватер,
Всё ж высшая радость судьбою дана
Мне – встреча с тобой, Alma mater…
…Ты - юность моя и кипенье умов,
И пылкого братства дерзанье,
И нет на земле тех восторженных слов,
Чтоб сделать своё мне признанье.
Конспекты, «читалка», бессонность ночей,
Зачётов, экзаменов сложность…
Тебя я любить не смогу горячей,
Ведь это, увы, невозможно.
Куда ни забросит-закинет судьба,
Какой ни прочертит фарватер,
Всё ж высшая радость судьбою дана
Мне – встреча с тобой, Alma mater!
В первые дни сентября нас отправили в колхоз, где второкурсники сразу же «просветили» нас, новичков, что самым трудным в медучилище считается предмет «нормальная анатомия человека», а её преподаватель Елизавета Иосифовна Брусиловская – гроза всех студентов, и что ее зовут за глаза «баба Лиза».
Анатомия у нас была в первый же день занятий. В аудиторию вошла миловидная женщина, небольшого роста, с гладко зачёсанными тёмными волосами, которые резко контрастировали с её ослепительно белым, хорошо накрахмаленным и идеально отглаженным халатом. В руках она держала изящную прозрачную указочку.
Преподаватель была приветлива, называла нас «деточками», увлечён - но рассказывала о выбранной нами специальности, об ответственности медика перед пациентами, о его преданности своему делу, внимательном и добром отношении к каждому человеку.
«Деточки, - сказала Елизавета Иосифовна, - а теперь мы перейдём к первой теме предмете : Анатомия шейных позвонков».
Елизавета Иосифовна объясняла доступно и интересно. Её образ совершенно не соответствовал россказням второкурсников, и мы приободрились.
Вечером, позанимавшись в течение трёх часов по заданной на дом теме, я думал, что хорошо подготовился, выучил строение шейных позвонков. Однако на следующий день жизнь преподнесла мне жёсткий, но необходимый урок.
Елизавета Иосифовна вызвала меня к доске одним из первых, и я стал уверенно отвечать. Преподаватель не перебивала меня, но по её глазам я понял, что говорю что-то не то.
«Садись, деточка,- сказала она - Я ставлю тебе двойку». На этом занятии ещё несколько студентов получили двойки.
Видя, как мы расстроились, баба Лиза пояснила, что от знания медиком анатомии напрямую зависят здоровье и жизнь человека, который доверит ему своё лечение, поэтому в изучении этого предмета не может быть мелочей и неточностей.
Вопреки первой двойке, сначала обескуражившей меня, в моей душе зародился азарт желания доказать, что я не худший студент на нашем курсе. На следующем занятии по анатомии Елизавета Иосифовна вновь вызвала меня. Я считал, что материал знаю досконально, и уверенно отвечал на все её вопросы.
«Вот сегодня Афанасий ты молодец. Я ставлю тебе пятёрку. Деточки, посмотрите, этот студент не скис после первой оценки. Если он и дальше так будет заниматься, то станет отличником».
Эти добрые слова бабы Лизы стали пророческими. С этого дня меньше пятёрки по анатомии я не получал. Перед экзаменом по своему предмету Елизавета Иосифовна по- матерински подозвала меня и сказала: «Афанасий, прошу тебя, не сдавай экзамен первым, потому что после твоего ответа я больше никому в группе не смогу поставить пятёрку…»
Я прислушался к совету бабы Лизы и сдал экзамен на отлично последним. Я очень старался в учёбе и, несмотря на то, что мне приходилось работать ночами в 6-ой городской больнице, я успешно сдавал все зачёты и экзамены, что позволило мне получить «Красный диплом» фельдшера и в том же 1970 году, сдав один экзамен, поступить в Крымский мединститут.
Многие студенты медучилища уважали и любили Елизавету Иосифовну за её справедливость и доброе отношение к нам, вчерашним мальчишкам и девчонкам, и, называя её между собой бабой Лизой, мы вкладывали теперь в это имя своё тёплое отношение к ней.
Правилу – сдавать экзамен последним – я следовал все последующие годы учёбы, не мешая другим студентам получать отличные и хорошие оценки. Думаю, что знакомство с Елизаветой Иосифовной, страстно влюблённой в свой предмет и умевшей зажечь в студенте азарт учения, стало значимым для меня и в дальнейшем, когда я окончил Крымский медицинский институт с отличием, а позже Одесскую национальную
юридическую академию.
В Симферопольском медучилище (в годы моей учёбы с 1966 по 1970 годы ) работал сильный педагогический коллектив, который возглавляла директор - Анна Дмитриевна Приземнова. Завучем был всеми любимый, интеллигентный и обаятельный военный хирург Арон Яковлевич Биркович – Ветеран Великой Отечественной войны. Организаторские способности Арона Яковлевича состояли не только в умении организовать учебный процесс. Он ярко проявлял себя во время различных внеурочных мероприятий. Особенно любили студенты первомайские и октябрьские демонстрации, к которым активно подключался и молодой физрук Яков Григорьевич Лернер. Подготовка и сами мероприятия превращались для ребят в незабываемые шоу. К каждому празднику выбирались новые темы, атрибуты, выразительные средства.
Историю и философию нам преподавал человек с энциклопеди - ческими знаниями, непререкаемый авторитет для всех студентов и преподавателей, удивительно скромный и очень добрый педагог, командир Артиллерийской батареи - фронтовик – Алексей Филиппович Юдин. Алексей Филиппович – человек высокой чести и долга перед Родиной – учил нас мыслить диалектически, целенаправленно расширял диапазон нашего кругозора.
Хирургию у нас вела эрудированная и внимательная к нашим проблемам Валентина Кузьминична Бом. Терапию талантливо преподавала Розалия Васильевна Киселёва.
С большой теплотой я вспоминаю и других преподавателей медучилища: Галину Васильевну Василенко, Михаила Александровича Зеликмана, Розалию Абрамовну Табаксман, Майю Николаевну Лоссовскую, Ирину Самойловну Палеху, Зою Ивановну Сатину, Эльвиру Лазаревну Розенфельд, а также заместителя директора училища Елену Евдокимовну Иванову.
По отзывам врачей-практиков, выпускники фельдшерского факультета Симферопольского медицинского училища благодаря своим педагогам имели прочные знания и не уступали по профессиональной подготовке некоторым выпускникам мединститутов.
Моё знакомство с Елизаветой Иосифовной Брусиловской не закончилось после окончания медучилища. Наша семья долгие годы поддерживала добрые отношения с семьёй Брусиловских.
Вспоминаю, что над дверью в квартире Брусиловских висел велосипед, который напоминал мне слова бабы Лизы о том, что каждая мышца человеческого тела нуждается в тренировке.
Помню, как однажды по телефону нам позвонил доцент кафедры акушерства Крымского мединститута Исаак Абрамович Брусиловский – муж Елизаветы Иосифовны, которого знали почти в каждой крымской семье, и сообщил о рождении моего первенца - Алексея.
Благодаря таланту и золотым рукам доцента Исаака Абрамовича Брусиловского в тысячах крымских семьях родились крымские дети. И в ночь и дождь и в снег, в любую погоду и в любую минуту Исаака Абрамовича Брусиловского, по Санавиации, по Скорой вызывали в любой Роддом Крыма, что бы только он прооперировал самую тяжелую пациентку, провел самые тяжелые роды в родильном зале и спас жизнь новорожденному ребеночку и его маме.
Мы, крымчане через многие годы помним и сегодня вспоминаем, как нам сегодня порой не хватает в операционной, в тяжелые и порой критические минуты жизни мамы и ее рождающегося ребеночка Блистательного хирурга Исаака Абрамовича Брусиловского!
Исаак Абрамович Брусиловский запомнился мне как красивый, благородный человек, с обаятельной, скромной улыбкой, профессио - нальный лектор, гениальный врач с золотыми руками!
Мы, наша семья часто встречались с Исааком Абрамовичем и Елизаветой Иосифовной Брусиловскими. Это были не только прекрасные специалисты, но и замечательные, интеллигентные, душевные люди, которые несли свет и добро всем, кто обращался к ним за медицинской помощью и соприкасался с ними в жизни."
Р. S.: Эта статья Афанасия Яковлевича Иванова: «Из письма А. Я. Иванова», опубликована в книге «ИСААК».* Книга называется «Исаак. Рассказы об отце». Издана в городе Симферополе в 2009 г. (Издательство «Доля», Украина). Автор книги профессор Крымского мединститута Аркадий Исаакович Брусиловский - сын доцента Крымского мединститута Исаака Абрамовича Брусиловского.
На 1 фото: доцент кафедры акушерства Крымского мединститута Исаак Абрамович Брусиловский
На 2 фото: преподаватель по анатомии Крымского медучилища Елизавета Иосифовна Брусиловская со своими родными.
На 3 фото: Профессор Аркадий Исаакович Брусиловский - заведующий кафедрой гистологии Крымского медицинского института в 1981-1991 г.г. - сын доцента кафедры акушерства Крымского мединститута Исаака Абрамовича Брусиловского.
На 4 фото: Слева направо: первая Ольга Алексеевна Иванова - заместитель министра образования и науки АР Крым, третья Елизавета Иосифовна Брусиловская - преподаватель по нормальной анатомии Крымского медицинского училища, четвертый - Афанасий Яковлевич Иванов - Депутат Верховного Совета АР Крым.
На 5 фото: Преподаватели Крымского медучилища и выпускники фельдшерского отделения Крымского медучилища 1970 года выпуска.
На 6 фото: Алексей Филиппович Юдин - преподавал нам в Крымском медучилище историю и философию. Это был человек с энциклопедическими знаниями, непререкаемый авторитет для всех студентов и преподавателей, удивительно скромный и очень добрый педагог, командир Артиллерийской батареи - фронтовик – Алексей Филиппович Юдин. Алексей Филиппович – человек высокой чести и долга перед Родиной – учил нас мыслить диалектически, целенаправленно расширял диапазон нашего кругозора.
На 7 фото: студенты фельдшерского отделения Крымского медучилища 1970 года выпуска со своим преподавателем по акушерству Галиной Васильевной Василенко ( в центре) 1969 год.
На 8 фото: мой лучший друг, единомышленник и моя жена – Член Союза писателей России, поэтесса Ольга Алексеевна Иванова автор стихотворения «Alma mater».
На 9 фото: Афанасий Яковлевич Иванов - Член Президиума и Председатель Постоянной Комиссии Верховного Совета АР Крым по Законодательству, Законности и Правопорядку, Депутат Верховного Совета АР Крым,
Р. S.: В КОММЕНТАРИЯХ: "Олег Шустер: Доктор Божьей милостью. Книга А. Брусиловского об отце. Опубликовано в журнале Слово Word, номер 66, 2010 год: «В какой бы дом я ни входил, я переступаю через его порог не иначе, как для блага больных…»
Гиппократ
ДОКТОР БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ. КНИГА ОБ ОТЦЕ*
Заметки пристрастного читателя"
Афанасий Яковлевич Иванов - Член Президиума и Председатель Постоянной Комиссии Верховного Совета АР Крым по Законодательству, Законности и Правопорядку, Депутат Верховного Совета АР Крым, заместитель министра строительной политики и архитектуры АР Крым.
РОССИЯ, Республика Крым, город Симферополь и США, город Лос – Анджелес.
21 июня 2024 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1
«Прожив большую часть жизни, начинаешь понимать, как важно в юности встретить на своём пути людей НАСТОЯЩИХ. Ведь именно это во многом готовит основу для твоего профессионального и личностного пути, определяет в последствии выверенность каждого шага в судьбе.
В один из тёплых майских дней 1966 года, мы, пятнадцатилетние выпускники 8-б класса Лозовской школы-интерната города Симферополя, грелись на тёплом майском солнышке и с осторожностью делились своими недетскими планами на будущее. Уже тогда многие из нас понимали, что жизнь и учёба в родном интернате стала для многих из
нас спасительным кругом от улицы и её последствий. Наши преподаватели научили нас быть твёрдыми духом, преодолевать трудности, встающие на пути.