Выпуск механизаторов широкого профиля состоялся под занавес 1955 года. Морозный январь новоиспеченным специалистам отвели на передышку и на сборы в дальнюю дорогу. В феврале поезд дальнего следования Днепропетровск – Барнаул уже мчал выпускников ремесленного училища в далекий Казахстан, на целину. Два плацкартных вагона были до отказа забиты молодыми людьми, страстно желавшими выполнить поставленную Родиной задачу. С поезда сошли на станции Койбагар-Кушмурун Кустанайской области. Пополнение ждали за 18 км – в совхозе им. Герцена. Хозяйство только организовали, ему не было еще и года. Поселок состоял из типовых щитовидных домов, в которых предстояло жить. Частное строительство только разворачивалось. По соседству располагались лагеря для заключенных, которые работали на стройке. Совхоз занимал вторую по размеру территорию в районе, площадь которой составляла 65 тыс. га. 56 тыс. га отводились под зерновые. В соседнем совхозе «Железнодорожный» она составляла все 70 тыс. га. Каждое хозяйство под стать целому району!
Часть целинных земель, отведенных совхозу им. Герцена, уже была поднята. Весной 56-го предстояло ее первый раз засеять и получить первый целинный урожай. Присмотреться и оценить обстановку у Николая Кадная и его товарищей времени было предостаточно. Снег таять начал только 18 апреля, став своего рода сигналом для подготовки к выходу в поле. Предстояло разрабатывать земляные глыбы, прежде чем пустить по полю сеялки. Скольких трудов это стоило!
Топографы и геодезисты хорошо поработали на полях, разбив «клетки» – поля площадью 2 на 2 км. Одно такое поле получалось площадью в 400 га. Дисковые лущильники по 5 раз пускали по одному полю вдоль и поперек, разбивая комки, а затем еще проходились боронами пару-тройку раз, чтобы сеялка по грунту шла ровно, не подпрыгивая на неровностях. Легкие бороны то и дело подпрыгивали и переворачивались. То и дело приходилось останавливаться, выходить из кабины и переворачивать агрегат, работали ведь без прицепщика. За каждым трактором было закреплено два механизатора, которые работали сутками, сменяя друг друга.
Молодецкий задор позволял работать без устали. Никто не жаловался на усталость и переработки. Все, наоборот, чувствовали небывалый подъем и гордость от своей причастности к делу государственной важности. Непосредственно к севу приступили в начале мая, завершив его к 20-м числам. Сеяльщики приехали из костанайской фабрики «Большевичка», отложив на время производственные заботы. Короткий инструктаж, суть которого сводилась к необходимости строго контролировать семяпроводы, чтобы они не забивались и семена ровно ложились в почву, – и за работу. Кондиционные семена привезли на целину из всех областей страны.
После завершения сева бригада Николая Кадная поднимала 20 тыс. га целины. Пахать пришлось на 1-й скорости, только кое-где удавалось включить вторую. Пласты земли были очень тяжелыми. Болты на соединении корпуса плуга не выдерживали нагрузки, и их буквально разрывало пополам. Техника не выдерживала, требуя постоянного ремонта и замены. Люди же, съехавшиеся со всего Союза, казалось, делали все на одном дыхании, жили в едином ритме, объединенные страстным желанием получить хороший урожай. И он не заставил себя ждать. Первый урожай совхоз им. Герцена получил небывалый – в среднем по 49 центнеров с гектара.
– К определению урожайности мы подошли очень тщательно, – рассказывает Николай Остапович. – Жатка комбайна имела ширину в шесть метров. Прошли через все поле полосу длиной в 2 километра и высчитали урожайность, учитывая объем намолоченного зерна в бункере. Урожайность с 33 таких полос получалась по 49, 53 и 55 центнера. Примерно такой же урожай собрали и в других целинных хозяйствах. Я вырос в Украине, где пшеничные поля стоят стеной. Казалось бы, меня тугим колосом и высоким урожаем не удивишь! Но только на целине я видел такой урожай – первый и единственный раз. При моем росте 1 метр 80 сантиметров колосья закрывали меня так, что даже макушки не было видно.
На помощь в уборке невиданного урожая приехали комбайнеры из Краснодарского края, студенты из Смоленска и Киева. Многие именно в 1956 году впервые вдоволь наелись белого хлеба. Главный агроном совхоза Андрей Стадниченко, прибывший на целину из Днепропетровской области, умудрялся весь производственный процесс держать под своим контролем. За день его можно было видеть в разных концах необъятного совхоза. К парням из Полтавщины он наведывался тоже достаточно часто. И отнюдь не для того, чтобы проконтролировать ход тех или иных сельскохозяйственных работ. Андрей Валерьянович получал удовольствие, наблюдая за работой полтавчан.
– Он нас, полтавчан, всегда ставил в пример, как надо обрабатывать землю, собирать урожай, трепетно относиться к колосьям и зерну, – вспоминает Николай Каднай. – Нередко привозил на поле, где мы работали, директора совхоза Илью Богданова, прибывшего на целину из Куйбышева, чтобы он тоже посмотрел на наш труд. Илья Тимофеевич часто потом любил повторять на собраниях и конференциях, что много повидал за свои полвека, но такой работящей молодежи, как полтавские, не встречал! Мы никакой работы не чурались. Если в поле пару дней делать было нечего, спешили на помощь строителям. К примеру, возводили клуб, ведь все это было нужно для нас.
Неудивительно, что Николай Каднай и его земляки оказались среди тех, кто представлял первоцелинников на ВДНХ СССР. 52 человека, результаты работы которых оказались наиболее высокими и весомыми, были удостоены чести поехать в Москву к 7 ноября. На тот момент подъем зяби под урожай следующего года уже успели завершить, и после выставки всем разрешили разъехаться по домам, отдохнуть и набраться сил для работы в очередном сезоне. Зимой на целине основной массе механизаторов делать нечего, за исключением тех, кто занимался комплектацией и ремонтом техники для предстоящей страды.
Отпуск Николая Кадная был недолгим. В январе 1957-го его командировали из совхоза в Кустанай за запасными частями. На дворе стояли трескучие морозы, и в поездку готовились основательно: в радиатор ДТ-54 залили зимнюю солярку, оделись в тулупы и валенки, меховые рукавицы. Примерно в 100 км от совхоза им. Герцена почти на середине пути трактор заглох. Вокруг была заснеженная степь, которой лунная ночь придавала сказочные очертания. Но любоваться зимним пейзажем было недосуг. Вскоре разыгралась пурга, и приходилось держать друг друга за руку, чтобы не потеряться в разгулявшемся буране. Мороз усиливался. Нужно было во что бы то ни стало сдвинуться с безлюдного места. Из ветоши сделали факел, предприняв попытку разогреть замершее топливо.Разогреть систему отопления в ту январскую ночь им все же удалось. Поутру прибыли на МТС.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 10