Георгий Малявкин. КАЗАЧЬИ ВЕРОВАНИЯ И СУЕВЕРИЯ // Газета «Терские ведомости» за 1891 год. Часть 6. Понятие о дьяволе и его роли в жизни людей (окончание очерка)
Дьявол, по мнению казаков, поднимает по временам целые столбы пыли. Вихрь - его дело и потому, при встрече с ребенком, вихрь исчезает. Одна женщина шла с ребенком; вдруг с противоположной стороны поднялся вихрь, но примчавшись к ней, жалобно завыл, разделился надвое и пропал. По поверью, идти вперед по той же дороге с ребенком, где встретился вихрь, считается нехорошим, и женщина вернулась. Нож, брошенный в столб пыли (вихрь), покрывается кровью. Можно и самого дьявола увидеть в вихре; для этого стоит только стать задом к вихрю и, нагнувшись, смотреть между ногами в щепку с дырой.
Дьявол прилетает к женщинам в виде огненного змея и рассыпается по крыше блестками. Иногда он подменяет детей «своими» до крещения. Что такое «его» ребенок, я не мог достаточно уяснить себе из расспросов. Мне думается, что «его» ребенок, по верованию казаков - это произошедший от союза дьявола с женщиной. Это поверье о подмене детей является причиной того, что казаки спешат поскорее крестить своих детей. В некоторых случаях, например, бабка может крестить. Ребенок, по верованию казаков, рождается от матери без души и получает ее только при крещении. «А что же у него до крещения?» - спрашиваю я. «Так, ничего, пар... Вот и у чеченцев, разве у них души? У них пар, так же, как и у скотины».
Общее жилище дьяволов - ад (он находится под Казбеком) и у всех у них главное занятие - мучение грешников в аду; но очень много их скитается по земле, по временам лишь спускаясь в ад, чтобы отдать отчет в своей деятельности. Назначение их в жизни - возможно больше смущать людей, заставлять их ругаться, пьянствовать. Пьяный - первый для дьявола приятель; он всячески издевается над пьяным. Один казак рассказывал такой случай. Шел он с пирушки немного выпивши. Вдруг откуда-то появились два его приятеля и начали с ним беседовать. Казаку показалось, что они идут совершенно по другому направлению, чем следует. Но увлеченный ими, он все-таки продолжал идти. Далеко зашли они и казак случайно произнес: «Господи Иисусе!» Вмиг приятели исчезли, и он оказался в воде. «Вот наваждение!» - подумал он.
Дьявол иногда поселяется в людях, особенно в женщинах, которые представляют, по верованию казаков «древнего закона» (то есть староверов), вместилище «всякой скверны и нечисти». Женщина - «сосуд Антихриста». И в самом деле «порченых» женщин по станицам немало. Большая часть из них стала порченой или «тоскующей», вследствие неудавшейся любви. Дьявол иногда поселяется и в мужчинах, особенно в колдунах. По временам он принимает и человеческий вид, хотя сравнительно редко.
На перекрестках дьявол почти постоянно присутствует и поэтому казаки иногда ставят там кресты и всегда при проезде крестятся. На перекрестках же улиц и колдуны портят молодых, когда они едут венчаться. Забирается дьявол и в непокрытый сосуд, может залазить зевающему в рот, если тот не перекрестится и не скажет: «Господи!..» Из рассказов о том, что тот или другой видел дьявола, я заключил, что казакам он является всегда в виде человека. Относительно договоров с ними мне не удалось слышать, хотя, как видно из рассказов о колдунах, этот взгляд существует. В одной из предыдущих статей я указал, что душа колдуна принадлежит дьяволу, да и посвящение в колдуны всегда сопровождается отречением от Бога.
При разговорах слова «чёрт» казаки стараются избегать. Чаще казак выругается совсем непристойно, чем скажет «чёрт». Даже в разговорах со мной они всегда избегали этого слова, а ограничивались местоимением «он». Слово «чёрт», как некоторые казаки говорили, они не упоминают потому, что он тотчас появляется, лишь только произнесут его имя. В зеркале тоже живет «он». Отражение лица в зеркале, также как и в воде, есть дело дьявола. Поэтому смотреть часто в зеркало и особенно кривляться перед ним грех. Существуют рассказы о том, что у тех, кто кривлялся перед зеркалом, дьявол искривил на всю жизнь их физиономии. Также нехорошо смотреть и на свою тень - в ней присутствует дьявол, особенно когда тень сзади или на стене. Казаки питают довольно сильный суеверный страх к тени.
Ругаясь на детей, казаки избегают слова «чёрт» или «иди к чёрту»; ребенка может подхватить дьявол и утащить. Одна мать рассердилась на дочь и стала упрекать ее. Та возражала. Мать не выдержала и сказала ей: «А будь ты проклята, чёрт»! Дочь мгновенно исчезла. Мать перепугалась, бросилась на колени и стала просить у Бога прощения. Спустя несколько времени, девочку нашли на дворе плачущей; спрашивают у нее, что с ней. Она сказала, что ее вдруг кто-то подхватил и унес из избы.
Дьявол изобрел и табак и о нем у казаков такой есть рассказ: табак произошел от блудной девы, он вырос на ее могиле. Шел путник и остановился отдохнуть около зеленого бугорка. Его заинтересовала трава с большими широкими листьями, он сорвал и начал вертеть ее в руках. Дьявол подтолкнул его взять в рот и закурить. Путнику понравилось. Он запасся целой охапкой этой травы и стал рассказывать всем и давать пробовать. Всем нравилось. С тех пор и пошел табак гулять по белому свету. Вино вероятно тоже дело дьявола. Мне не пришлось хорошенько удостовериться относительно вина, но казаки говорят, что вино - «орудие дьявола». Курящие потому угодны дьяволу, что благодаря ему эта «травка» распространилась между людьми. Но в последнее время курящие менее любезны дьяволу; у него в почете теперь нюхающие табак. Интересно сравнить это обстоятельство по параллели с жизнью казачества. Теперь казаки-старообрядцы, как известно, самые отчаянные фанатики относительно курения, начали покуривать, особенно «тужики да пыжики», как старые называют молодых казаков.
Оригинален следующий рассказ, явившийся очевидно для объяснения ослабления фанатизма по отношению к курению. У дьявола умерла теща (здесь я замечу одну странность - ранее мне не удавалось слышать, что черти имеют жен; однако слова «теща» как бы указывает на это). Собрал он на похороны самых любимых друзей-курильщиков. Те пришли, поговорили, погоревали, а потом закурили трубочки и повели тихую беседу о всем. Дьяволу совсем не понравилось такое отношение к дорогой родственнице: ни большой печали они не высказывали, ни слез не проливали, и он прогнал их и позвал нюхальщиков. Явились нюхальщики; они тоже, как и первые, погоревали, потом понюхали и от большого заряда табаку в нос заплакали. Дьявол обрадовался... «А! Вот вы мои теперь настоящие приятели», - сказал он. И с тех пор нюхальщики угодны ему, между тем как курильщики, хотя тоже «чертово зелье» употребляют, но уже не так нравятся дьяволу.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев