ЧТО ТАКОЕ НАБОЖНОСТЬ (ВЕРА)? Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: Имам аль-Харави говорит: «Набожность - это предельная предосторожность, объясняющееся опасением, и стеснение, объясняющееся возвеличиванием». То есть человек должен остерегаться совершения запретного, сомнительного и всего, от чего боится получить вред, насколько это возможно. Предосторожность и опасение - понятия близкие друг к другу, однако первая представляет собой внешние действия, а второе - действие сердца. Человек может предостерегаться от чего-то, но не потому, что боится и опасается этого, а по иным причинам, например для того, чтобы показать свою добродетельность, величие, духовность, или для чего-то другого. Сюда же можно отнести отказ от совершения мерзостей и низостей теми, кто просто хочет остаться в стороне от них или стремится к людской похвале, или преследует иные подобного рода цели, но при этом не верит ни в загробную жизнь, ни в Рай, ни в Ад. Слова аль-Харави «стеснение, объясняюще...ЕщёЧТО ТАКОЕ НАБОЖНОСТЬ (ВЕРА)? Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: Имам аль-Харави говорит: «Набожность - это предельная предосторожность, объясняющееся опасением, и стеснение, объясняющееся возвеличиванием». То есть человек должен остерегаться совершения запретного, сомнительного и всего, от чего боится получить вред, насколько это возможно. Предосторожность и опасение - понятия близкие друг к другу, однако первая представляет собой внешние действия, а второе - действие сердца. Человек может предостерегаться от чего-то, но не потому, что боится и опасается этого, а по иным причинам, например для того, чтобы показать свою добродетельность, величие, духовность, или для чего-то другого. Сюда же можно отнести отказ от совершения мерзостей и низостей теми, кто просто хочет остаться в стороне от них или стремится к людской похвале, или преследует иные подобного рода цели, но при этом не верит ни в загробную жизнь, ни в Рай, ни в Ад. Слова аль-Харави «стеснение, объясняющееся возвеличиванием» означают, что побудительным мотивом к проявлению набожности и оставлению запрещённого и сомнительного может быть как страх перед угрозами Всевышнего, так и возвеличивание Господа и благоговейный трепет перед Ним, не позволяющий делать то, что Он возбранил. Таким образом, набожное оставление греха (вара`) может быть вызвано как страхом, так и возвеличиванием. См. «Мадаридж ас-саликин» стр. 430-431.
СТЕПЕНИ НАБОЖНОСТИ. Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: Первая степень набожности, как пишет имам аль-Харави, заключается в отстранении от мерзости ради сохранения души, оберегания благих поступков и защита веры. Сохранение души - это её оберегание и защита от всего, что может очернить, опозорить её и вызвать презрение к ней у Всевышнего Аллаха, а также у ангелов, верующих рабов и других творений. Поистине, тот, кто ценит свою душу и считается с ней, должен защищать, оберегать, очищать, возвышать её на самые высокие ступени и состязаться в этом с людьми решительной воли и совершенных качеств. Если же человек не считается со своей душой и она для него ничего не значит, то он бросает её в пучину порочных поступков, ослабляет или вовсе отпускает удерживающие её поводья, марает её и не защищает от мерзостей. Сохранение души - это меньшее из тех благ, которые несёт в себе отстранение от мерзостей. Что касается оберегания благих поступков, то оно выражается в двух вещах....ЕщёСТЕПЕНИ НАБОЖНОСТИ. Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: Первая степень набожности, как пишет имам аль-Харави, заключается в отстранении от мерзости ради сохранения души, оберегания благих поступков и защита веры. Сохранение души - это её оберегание и защита от всего, что может очернить, опозорить её и вызвать презрение к ней у Всевышнего Аллаха, а также у ангелов, верующих рабов и других творений. Поистине, тот, кто ценит свою душу и считается с ней, должен защищать, оберегать, очищать, возвышать её на самые высокие ступени и состязаться в этом с людьми решительной воли и совершенных качеств. Если же человек не считается со своей душой и она для него ничего не значит, то он бросает её в пучину порочных поступков, ослабляет или вовсе отпускает удерживающие её поводья, марает её и не защищает от мерзостей. Сохранение души - это меньшее из тех благ, которые несёт в себе отстранение от мерзостей. Что касается оберегания благих поступков, то оно выражается в двух вещах. 1. Бережное отношение ко времени и использование его для добрых поступков. Если человек занимается мерзостями, то у него остаётся меньше времени на благодеяния, которые он способен совершить. 2. Бережное отношение к уже совершённым благодеяниям. Оно состоит в том, чтобы не допускать нанесения ущерба совершённым благодеяниям или их потери по причине не совершения злодеяний. Ранее, при рассмотрении этапа "покаяние", мы указывали на то, что злые поступки могут разрушить и сделать тщетными совершённые благие деяния, нанести им ущерб или полностью поглотить. В любом случае плохие поступки обязательно ослабляют хорошие, поэтому избегание их сберегает добрые деяния.
Совершение проступков при наличии запаса благодеяний похоже на то, как человек, у которого есть в запасе свои деньги, при этом берёт в долг чужие. Сумма долга может быть меньше его капитала, а может превысить или вовсе поглотить его. Что же касается защиты веры, то упоминание аль-Харави о ней связано с убеждённостью приверженцев Сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джама`а) в том, что вера (иман) увеличивается при совершении богоугодных деяний и уменьшается от прегрешений. Ослабление веры прегрешениями - вещь известная и несомненная. В хадисе сообщается о том, что, если человек совершает грех, на его сердце ставится чёрная точка, а если он кается и просит прощения у Аллаха, сердце полируется и приобретает блеск. Если же он снова совершает грех, на сердце возникает другая точка, и чем больше он грешит, тем больше становится точек, пока наконец они не покрывают всё сердце. Это и есть та самая пелена, о которой Всевышний сказал: «Но нет! Их сердца окутаны пеленой того, что они приоб...ЕщёСовершение проступков при наличии запаса благодеяний похоже на то, как человек, у которого есть в запасе свои деньги, при этом берёт в долг чужие. Сумма долга может быть меньше его капитала, а может превысить или вовсе поглотить его. Что же касается защиты веры, то упоминание аль-Харави о ней связано с убеждённостью приверженцев Сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джама`а) в том, что вера (иман) увеличивается при совершении богоугодных деяний и уменьшается от прегрешений. Ослабление веры прегрешениями - вещь известная и несомненная. В хадисе сообщается о том, что, если человек совершает грех, на его сердце ставится чёрная точка, а если он кается и просит прощения у Аллаха, сердце полируется и приобретает блеск. Если же он снова совершает грех, на сердце возникает другая точка, и чем больше он грешит, тем больше становится точек, пока наконец они не покрывают всё сердце. Это и есть та самая пелена, о которой Всевышний сказал: «Но нет! Их сердца окутаны пеленой того, что они приобрели» (сура 83 «Аль-Мутаффифин = Обвешивающие», аят 14) [Тирмизи, № 3334; Ибн Маджа, № 4244; Ахмад, т.2., с. 297, № 7939. Достоверный (сахих)]. Мерзкие деяния очерняют сердце и гасят его свет. Вера - это свет в сердце. Дурные поступки непременно уменьшают этот свет или вовсе тушат его. От совершения же благодеяний он растёт и становится ярче. Всевышний Аллах сообщил о том, что плохие деяния, совершаемые сердцем, - причина покрытия его налётом, и о том, что Он перевернул сердца лицемеров в воздаяние за содеянное ими. Он сказал: «Аллах перевернул их за то, что они приобрели» (сура 4 «Ан-Ниса` = Женщины», аят 88). Всевышний поведал о том, что нарушение Его рабами завета, который Он заключил с ними, привело к ожесточению их сердец: «За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, заменяя их, и забыли долю из того, чему их научили» (сура 5 «Аль-Ма`ида = Трапеза», аят 13). Нарушение завета повлекло за собой столь губительные плоды, как ожесточение сердец, проклятие, искажение слов и забывание знания. Три вещи, перечисленные имамом аль-Харави (сохранение души, оберегание благих поступков и защита веры), являются более возвышенными, чем обстоятельства, побуждающие к набожности простых людей, и свидетельствуют о высоких стремлениях и помыслах того, кому они присущи. Такой человек трудится для очищения и сохранения своей души и для того, чтобы она могла достойно предстать перед своим Господом. Он оберегает её от всего, что может осквернить и опорочить её перед Всевышним, что может стать преградой между Ним и ею. Кроме того, он оберегает свои благодеяния от того, что может ниспровергнуть или уничтожить их, ибо они - тот багаж, с которым он следует к своему Владыке и посредством которого надеется получить Его благосклонность.
Он также оберегает свою веру и такие её составляющие, как любовь к Всевышнему, искреннее поклонение Ему одному, знание о Нём, ощущение над собой Его надзора, оберегает эти вези от всего, что может затушить их свет или уменьшить их красоту и силу. Далее аль-Харави говорит: «Вторая степень набожности представляет собой остановку у пределов того, в чём нет греха, из желания сохранить праведную чистоту и богобоязненность и избежать нарушения границ». Эти слова означают, что человек, который поднялся с первой ступени набожности на эту, отказывается от совершения многого из того, в чём нет греха и что является дозволенным, ради того, чтобы сохранить свою праведность, боясь замутнить её чистоту и потушить её свет. Поистине, пользование многим из дозволенного способно замутнить прозрачность праведности, лишить её блеска и погасить её свет. Что касается слов «избежать нарушения границ», то в них под «границами» подразумеваются последние рубежи дозволенного, то есть та межа, которая лежит между ...ЕщёОн также оберегает свою веру и такие её составляющие, как любовь к Всевышнему, искреннее поклонение Ему одному, знание о Нём, ощущение над собой Его надзора, оберегает эти вези от всего, что может затушить их свет или уменьшить их красоту и силу. Далее аль-Харави говорит: «Вторая степень набожности представляет собой остановку у пределов того, в чём нет греха, из желания сохранить праведную чистоту и богобоязненность и избежать нарушения границ». Эти слова означают, что человек, который поднялся с первой ступени набожности на эту, отказывается от совершения многого из того, в чём нет греха и что является дозволенным, ради того, чтобы сохранить свою праведность, боясь замутнить её чистоту и потушить её свет. Поистине, пользование многим из дозволенного способно замутнить прозрачность праведности, лишить её блеска и погасить её свет. Что касается слов «избежать нарушения границ», то в них под «границами» подразумеваются последние рубежи дозволенного, то есть та межа, которая лежит между ним и запретным, и та черта, у которой оно заканчивается, - кто переходит её, тот падает в грех. Всевышний запретил нарушать установленные Им пределы и приближаться к ним. Он сказал: «Сие есть границы, установленные Аллахом, так не приближайтесь же к ним» (сура 2 «Аль-Бакара = Корова», аят 187). И сказал: «Сие есть границы, установленные Аллахом, так не преступайте же их» (сура 2 «Аль-Бакара = Корова», аят 229). В аяте, где Аллах запрещает преступать границы, речь идёт о последних рубежах дозволенного (халяль), а там, где Он запрещает приближаться к границам, под «границами» подразумеваются первые рубежи запретного, та черта, за которой начинается харам. Таким образом, Аллах запрещает переступать границы того, что Он дозволил, и приближаться к границам того, что Он запретил.
Набожность защищает человека от приближения к границам запретного и от пересечения границ дозволенного, то есть того самого «нарушения границ», о котором говорит аль-Харави. См. «Мадаридж ас-саликин» стр. 431-436.
КАЧЕСТВО НЕ ЗАМЕЧАТЬ НЕДОСТАТКИ ЛЮДЕЙ Имам Ибн аль-Джаузи (رحمه الله) говорил: "(Тагафуль) — т.е. качество не замечать недостатки людей, всегда являлось одним из наивысших нравов почётных людей. Ведь люди созданы так, что постоянно ошибаются. И если человек будет обращать внимание и придираться к каждой ошибке, то утомит себя и утомит других. Разумный же, не подходит дотошно к каждому большому и мелкому вопросу в отношении своей семьи, любимых, друзей и соседей. Поэтому Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: "Девяносто процентов благих нравов в 'тагафуле' (т.е. в качестве не замечать недостатки людей)"". "Тахзиб аль-камаль", 19/370
Однажды некий мужчина пришел к Хасану аль-Басри и спросил его: «В чем тайна твоей воздержанности от этого мира?» Он ответил: «В четырех вещах: 1) Я осознал, что никто, помимо меня, не сможет взять мой удел, и мое сердце обрело покой. 2) Я осознал, что никто, помимо меня, не будет делать мои дела, поэтому сам занялся ими. 3) Я осознал, что Аллах наблюдает за мной, и я стыжусь того, чтобы он видел меня совершающим грех. 4) Я осознал, что впереди меня ждет смерть, и запасаюсь провизией (из добрых деяний) для встречи с моим Господом». Хафиз ибн Хаджар сказал: "Пусть твои плохие мысли о себе и многочисленность твоих грехов не удерживают тебя от обращения с мольбами к Аллаху, ведь Он ответил даже на мольбу иблиса, когда тот воззвал: "Господи, предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены". “Фатх аль-Бари”, 11/1689.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 16
Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал:
Имам аль-Харави говорит: «Набожность - это предельная предосторожность, объясняющееся опасением, и стеснение, объясняющееся возвеличиванием». То есть человек должен остерегаться совершения запретного, сомнительного и всего, от чего боится получить вред, насколько это возможно. Предосторожность и опасение - понятия близкие друг к другу, однако первая представляет собой внешние действия, а второе - действие сердца. Человек может предостерегаться от чего-то, но не потому, что боится и опасается этого, а по иным причинам, например для того, чтобы показать свою добродетельность, величие, духовность, или для чего-то другого. Сюда же можно отнести отказ от совершения мерзостей и низостей теми, кто просто хочет остаться в стороне от них или стремится к людской похвале, или преследует иные подобного рода цели, но при этом не верит ни в загробную жизнь, ни в Рай, ни в Ад.
Слова аль-Харави «стеснение, объясняюще...ЕщёЧТО ТАКОЕ НАБОЖНОСТЬ (ВЕРА)?
Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал:
Имам аль-Харави говорит: «Набожность - это предельная предосторожность, объясняющееся опасением, и стеснение, объясняющееся возвеличиванием». То есть человек должен остерегаться совершения запретного, сомнительного и всего, от чего боится получить вред, насколько это возможно. Предосторожность и опасение - понятия близкие друг к другу, однако первая представляет собой внешние действия, а второе - действие сердца. Человек может предостерегаться от чего-то, но не потому, что боится и опасается этого, а по иным причинам, например для того, чтобы показать свою добродетельность, величие, духовность, или для чего-то другого. Сюда же можно отнести отказ от совершения мерзостей и низостей теми, кто просто хочет остаться в стороне от них или стремится к людской похвале, или преследует иные подобного рода цели, но при этом не верит ни в загробную жизнь, ни в Рай, ни в Ад.
Слова аль-Харави «стеснение, объясняющееся возвеличиванием» означают, что побудительным мотивом к проявлению набожности и оставлению запрещённого и сомнительного может быть как страх перед угрозами Всевышнего, так и возвеличивание Господа и благоговейный трепет перед Ним, не позволяющий делать то, что Он возбранил. Таким образом, набожное оставление греха (вара`) может быть вызвано как страхом, так и возвеличиванием.
См. «Мадаридж ас-саликин» стр. 430-431.
Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал:
Первая степень набожности, как пишет имам аль-Харави, заключается в отстранении от мерзости ради сохранения души, оберегания благих поступков и защита веры.
Сохранение души - это её оберегание и защита от всего, что может очернить, опозорить её и вызвать презрение к ней у Всевышнего Аллаха, а также у ангелов, верующих рабов и других творений. Поистине, тот, кто ценит свою душу и считается с ней, должен защищать, оберегать, очищать, возвышать её на самые высокие ступени и состязаться в этом с людьми решительной воли и совершенных качеств. Если же человек не считается со своей душой и она для него ничего не значит, то он бросает её в пучину порочных поступков, ослабляет или вовсе отпускает удерживающие её поводья, марает её и не защищает от мерзостей. Сохранение души - это меньшее из тех благ, которые несёт в себе отстранение от мерзостей.
Что касается оберегания благих поступков, то оно выражается в двух вещах....ЕщёСТЕПЕНИ НАБОЖНОСТИ.
Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал:
Первая степень набожности, как пишет имам аль-Харави, заключается в отстранении от мерзости ради сохранения души, оберегания благих поступков и защита веры.
Сохранение души - это её оберегание и защита от всего, что может очернить, опозорить её и вызвать презрение к ней у Всевышнего Аллаха, а также у ангелов, верующих рабов и других творений. Поистине, тот, кто ценит свою душу и считается с ней, должен защищать, оберегать, очищать, возвышать её на самые высокие ступени и состязаться в этом с людьми решительной воли и совершенных качеств. Если же человек не считается со своей душой и она для него ничего не значит, то он бросает её в пучину порочных поступков, ослабляет или вовсе отпускает удерживающие её поводья, марает её и не защищает от мерзостей. Сохранение души - это меньшее из тех благ, которые несёт в себе отстранение от мерзостей.
Что касается оберегания благих поступков, то оно выражается в двух вещах.
1. Бережное отношение ко времени и использование его для добрых поступков. Если человек занимается мерзостями, то у него остаётся меньше времени на благодеяния, которые он способен совершить.
2. Бережное отношение к уже совершённым благодеяниям. Оно состоит в том, чтобы не допускать нанесения ущерба совершённым благодеяниям или их потери по причине не совершения злодеяний. Ранее, при рассмотрении этапа "покаяние", мы указывали на то, что злые поступки могут разрушить и сделать тщетными совершённые благие деяния, нанести им ущерб или полностью поглотить. В любом случае плохие поступки обязательно ослабляют хорошие, поэтому избегание их сберегает добрые деяния.
Что же касается защиты веры, то упоминание аль-Харави о ней связано с убеждённостью приверженцев Сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джама`а) в том, что вера (иман) увеличивается при совершении богоугодных деяний и уменьшается от прегрешений. Ослабление веры прегрешениями - вещь известная и несомненная. В хадисе сообщается о том, что, если человек совершает грех, на его сердце ставится чёрная точка, а если он кается и просит прощения у Аллаха, сердце полируется и приобретает блеск. Если же он снова совершает грех, на сердце возникает другая точка, и чем больше он грешит, тем больше становится точек, пока наконец они не покрывают всё сердце. Это и есть та самая пелена, о которой Всевышний сказал: «Но нет! Их сердца окутаны пеленой того, что они приоб...ЕщёСовершение проступков при наличии запаса благодеяний похоже на то, как человек, у которого есть в запасе свои деньги, при этом берёт в долг чужие. Сумма долга может быть меньше его капитала, а может превысить или вовсе поглотить его.
Что же касается защиты веры, то упоминание аль-Харави о ней связано с убеждённостью приверженцев Сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джама`а) в том, что вера (иман) увеличивается при совершении богоугодных деяний и уменьшается от прегрешений. Ослабление веры прегрешениями - вещь известная и несомненная. В хадисе сообщается о том, что, если человек совершает грех, на его сердце ставится чёрная точка, а если он кается и просит прощения у Аллаха, сердце полируется и приобретает блеск. Если же он снова совершает грех, на сердце возникает другая точка, и чем больше он грешит, тем больше становится точек, пока наконец они не покрывают всё сердце. Это и есть та самая пелена, о которой Всевышний сказал: «Но нет! Их сердца окутаны пеленой того, что они приобрели» (сура 83 «Аль-Мутаффифин = Обвешивающие», аят 14) [Тирмизи, № 3334; Ибн Маджа, № 4244; Ахмад, т.2., с. 297, № 7939. Достоверный (сахих)]. Мерзкие деяния очерняют сердце и гасят его свет. Вера - это свет в сердце. Дурные поступки непременно уменьшают этот свет или вовсе тушат его. От совершения же благодеяний он растёт и становится ярче. Всевышний Аллах сообщил о том, что плохие деяния, совершаемые сердцем, - причина покрытия его налётом, и о том, что Он перевернул сердца лицемеров в воздаяние за содеянное ими. Он сказал: «Аллах перевернул их за то, что они приобрели» (сура 4 «Ан-Ниса` = Женщины», аят 88).
Всевышний поведал о том, что нарушение Его рабами завета, который Он заключил с ними, привело к ожесточению их сердец: «За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, заменяя их, и забыли долю из того, чему их научили» (сура 5 «Аль-Ма`ида = Трапеза», аят 13). Нарушение завета повлекло за собой столь губительные плоды, как ожесточение сердец, проклятие, искажение слов и забывание знания.
Три вещи, перечисленные имамом аль-Харави (сохранение души, оберегание благих поступков и защита веры), являются более возвышенными, чем обстоятельства, побуждающие к набожности простых людей, и свидетельствуют о высоких стремлениях и помыслах того, кому они присущи. Такой человек трудится для очищения и сохранения своей души и для того, чтобы она могла достойно предстать перед своим Господом. Он оберегает её от всего, что может осквернить и опорочить её перед Всевышним, что может стать преградой между Ним и ею.
Кроме того, он оберегает свои благодеяния от того, что может ниспровергнуть или уничтожить их, ибо они - тот багаж, с которым он следует к своему Владыке и посредством которого надеется получить Его благосклонность.
Далее аль-Харави говорит: «Вторая степень набожности представляет собой остановку у пределов того, в чём нет греха, из желания сохранить праведную чистоту и богобоязненность и избежать нарушения границ».
Эти слова означают, что человек, который поднялся с первой ступени набожности на эту, отказывается от совершения многого из того, в чём нет греха и что является дозволенным, ради того, чтобы сохранить свою праведность, боясь замутнить её чистоту и потушить её свет. Поистине, пользование многим из дозволенного способно замутнить прозрачность праведности, лишить её блеска и погасить её свет.
Что касается слов «избежать нарушения границ», то в них под «границами» подразумеваются последние рубежи дозволенного, то есть та межа, которая лежит между ...ЕщёОн также оберегает свою веру и такие её составляющие, как любовь к Всевышнему, искреннее поклонение Ему одному, знание о Нём, ощущение над собой Его надзора, оберегает эти вези от всего, что может затушить их свет или уменьшить их красоту и силу.
Далее аль-Харави говорит: «Вторая степень набожности представляет собой остановку у пределов того, в чём нет греха, из желания сохранить праведную чистоту и богобоязненность и избежать нарушения границ».
Эти слова означают, что человек, который поднялся с первой ступени набожности на эту, отказывается от совершения многого из того, в чём нет греха и что является дозволенным, ради того, чтобы сохранить свою праведность, боясь замутнить её чистоту и потушить её свет. Поистине, пользование многим из дозволенного способно замутнить прозрачность праведности, лишить её блеска и погасить её свет.
Что касается слов «избежать нарушения границ», то в них под «границами» подразумеваются последние рубежи дозволенного, то есть та межа, которая лежит между ним и запретным, и та черта, у которой оно заканчивается, - кто переходит её, тот падает в грех. Всевышний запретил нарушать установленные Им пределы и приближаться к ним. Он сказал: «Сие есть границы, установленные Аллахом, так не приближайтесь же к ним» (сура 2 «Аль-Бакара = Корова», аят 187). И сказал: «Сие есть границы, установленные Аллахом, так не преступайте же их» (сура 2 «Аль-Бакара = Корова», аят 229). В аяте, где Аллах запрещает преступать границы, речь идёт о последних рубежах дозволенного (халяль), а там, где Он запрещает приближаться к границам, под «границами» подразумеваются первые рубежи запретного, та черта, за которой начинается харам. Таким образом, Аллах запрещает переступать границы того, что Он дозволил, и приближаться к границам того, что Он запретил.
См. «Мадаридж ас-саликин» стр. 431-436.
Имам Ибн аль-Джаузи (رحمه الله) говорил:
"(Тагафуль) — т.е. качество не замечать недостатки людей, всегда являлось одним из наивысших нравов почётных людей. Ведь люди созданы так, что постоянно ошибаются. И если человек будет обращать внимание и придираться к каждой ошибке, то утомит себя и утомит других. Разумный же, не подходит дотошно к каждому большому и мелкому вопросу в отношении своей семьи, любимых, друзей и соседей.
Поэтому Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: "Девяносто процентов благих нравов в 'тагафуле' (т.е. в качестве не замечать недостатки людей)"".
"Тахзиб аль-камаль", 19/370
«В чем тайна твоей воздержанности от этого мира?»
Он ответил:
«В четырех вещах:
1) Я осознал, что никто, помимо меня, не сможет взять мой удел, и мое сердце обрело покой.
2) Я осознал, что никто, помимо меня, не будет делать мои дела, поэтому сам занялся ими.
3) Я осознал, что Аллах наблюдает за мной, и я стыжусь того, чтобы он видел меня совершающим грех.
4) Я осознал, что впереди меня ждет смерть, и запасаюсь провизией (из добрых деяний) для встречи с моим Господом».
Хафиз ибн Хаджар сказал:
"Пусть твои плохие мысли о себе и многочисленность твоих грехов не удерживают тебя от обращения с мольбами к Аллаху, ведь Он ответил даже на мольбу иблиса, когда тот воззвал: "Господи, предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены".
“Фатх аль-Бари”, 11/1689.
.
«Как я могу порицать людей, когда я не доволен собой?!». См. («Масави аль-ахляк ва мазмумиха», стр. 32).