История деревни Семеево.
Деревня Семеево (Семе Ял), которая возникла на рубеже 15 – 16 веков. Родоначальниками этой деревни были братья Семен и Чиван – выходцы из деревни Ситики, которая до 17 века была исконно марийской деревней. Спустились они на лодках по малой своей речушке вниз, в сторону запада, нашли полянку, где текла большая река среди лесов, где росли высокие стройные сосны, годные для постройки домов. Они стали рубить эти мощные деревья и строить из них каждый сам себе дом. Решили так: будет у них здесь своя деревня. Назвали её Семе Ял. Прошли годы. Деревня, где обосновались родичи, росла. В 1755 году марийцы присоединились к русскому государству. Одной из самых мрачных его страниц считается крепостное право. Не обошло оно стороной и жителей деревни Семеево. В 1981 году деревня Семе Ял вошла в Зыковскую волость, центром которой была деревня Алехино Яранского уезда Вятской губернии. В это время в деревне Семе Ял было уже 26 домов. На территории бывшего Пижанского и Яранского районов до первой русской революции 1905-1907 годов сохранились отдельные группы марийцев, не признававшие христианства и православной церкви. Хотя руководители Пижанской церкви стремились и среди мари создать свои национальные кадры. В одно время в селе Пижанка из трех православных священников два были марийцы. Церковные праздники также стремились приурочить к местным марийским праздникам (в Пижанке, например, девятая пятница). Но все это не дало желаемых результатов в русификации местного марийского населения, искоренении у них своей национальной культуры и верований. Верные им марийцы называли себя «Чимари», что значило «чистые мари». Они не крестили в церкви детей, давали им свои имена (Чимпус, Чиван, Конаш, Ивай). После революции 1905-1907 годов значительная группа марийцев из деревень Семеево, Новый Починок, Тараканово, некоторые марийские семьи из Пижанки обратились к центральному правительству с ходатайством о разрешении им выхода из христианской религии и создания новой религии под названием «Кучу сорта» (большая свеча). В января 1909 года группа марийцев деревни Семеево под руководством Петра Ивановича Гусева и Иллариона Филипповича Чиванова явились к местному уряднику и заявили, что не желая больше оставаться в православии, собрали все находящиеся у них дома иконы и привезли их в Пижанку, оставили в церкви с целью окончательно порвать с православной верой. Яркой страницей в истории деревни Семеево явилась коллективизация. Первый колхоз в Мари – Ошаевской округе был создан именно здесь по ходатайству активистов Павла Кузьмича и Ивана Илларионовича Чивановых 1 августа 1931 года. Назвали они колхоз «Семеевский». Помощь в создании колхоза здесь оказали рабочий-двадцатипятитысячник с Путиловского завода в Ленинграде Тумаев и председатель Мари – Ошаевского сельсовета Иван Леонтьевич Степанов. Записались в колхоз 14 хозяйств, но вскоре шесть семей отказались от вступления в него. Остались в колхозе семьи Ивана Илларионовича Чиванова, Павла Кузьмича Чиванова, Якова Карповича Чиванова, Ивана Тимофеевича Чиванова, Александра Григорьевича Чиванова, Андрея Кузьмича Чиванова, Петра Федоровича Семеева. Председателем колхоза был избран Павел Кузьмич Чиванов, который руководил колхозом «Семеевский» до слияния его с Новопочинковским колхозом «Комсомолец» в 1934 году. В Семеевском колхозе была конная молотилка, шерстобойная машина и несколько лошадей, сведенных на конный двор из хозяйств колхозников. Сколько было радости, когда в 1933 году в колхоз пришёл первый колесный трактор! В 1935 году построили ферму, на которой содержали скот. В 1949 – 50 году на речке Пижанка построили свою гидроэлектростанцию. Позднее деревня Семеево вошла вначале в колхоз «Правда», потом в колхоз «Память Куйбышева», который был позднее преобразован в совхоз «Ошаевский», ныне одноименный кооператив. Сейчас в деревне Семеево 18 домов. Жители в основном трудятся в кооперативе «Ошаевский», немало здесь проживает пенсионеров. Все жители деревни имеют крепкие личные подсобные хозяйства.
Комментарии 14