Весной 1679 г. пришли в Москву тревожные новости, что «неприятели хотят приходить в наши великого государя малоросийские городы и на Украину войною» «И по тем вестям» указал «великий государь быть на нашей великого государя службе подданному нашему князю Каспулату Муцаловичю Черкаскому, а с ним в товарыщах стольнику нашему и воеводе Кузьме Козлову с низовою ратью и с астраханскими и с едисанскими мурзами, и с юртовскими татары, и с улусными их людьми, и с калмыцкими тайшами, и с улусными ж их людьми, и з гребенскими казаками». И на Дон «атаманом и казаком, конною ратью на той нашей великого государя службе быть указали ж», чтоб «атаманы и казаки, и все Войско Донское о том наш великого государя указ ведали и на ту нашу великого государя службу готовились конною ратью большим собранием; и посоветовав о том меж собою, выбрали из Войска своего казаков, сколько человек пригож, и послали их к подданному нашему ко князю Каспулату Муцаловичю Черкаскому и к стольнику нашему и воеводе х Кузьме Козлову». А как только «князь Каспулат Муцалович, и стольник Кузьма Козлов … пойдут … на нашу великого государя службу, чтоб вам, атаманом и казаком, конною ратью с ними случитца, и на нашу великого государя службу итить вместе». И «по указу великого государя велено быть на его государеве службе под Киевом».
А в это время «нагайские мурзы с 50 человек, а с ними татар 3000 человек» «вышли … с Темрюка по траве» и направились под Азов, где «кочевали под Азовым два месяца и кормили около Азова лошадей, и дожидались времяни, как жнитва придет». А «намерение их было, что итить под государевы украинные городы для добычи, да и для де того они под Азовым стояли, что опасались под Азов приходу войною калмык и донских казаков». Далее вражеское войско, «а с ними азовских татар 100 человек, пошли под государевы украинные городы, и били под Чюгуевым в уезда на села и на деревни, и взяли в полон мужеска и женска полу со сто человек и больши».
«И донские казаки под Киев на государеву службу не пришли, а ходили ис под Чюгуева за азовскими и нагайскими людьми, а атаманом был Корнило Яковлев, а с ним казаков конных 600 человек».
И тут захваченные татарами «языки» сообщили «босурманам», «что идут за ними в погоню князь Каспулат Муцалович и донские казаки, и стоят под Чюгуевым», а дорогу на Азов перекрыли. «И по тем де вестям пошли они ис под тех сел и деревень назад к Азову напрямик к чрез лес», «а повели их вожи, взятые языки, и сказали им, что чрез тот лес выдут на ту дорогу, куда они шли, не занимая Чюгуева». И те самые проводники, вероятно, ПО ДРЕВНЕЙ МЕТОДИКЕ ИВАНА СУСАНИНА, завели татарское войско глубоко в «лес, и они де в том лесу заблудились», «и вошли в такие топи и болота, что невозможно нетокмо лошадью, и пешему человеку вытить». Что за это враги сделали с теми «языки», источники молчат. Но просидели татары в «том лесу целой день», и от безвыходности «напал на них великой страх», да такой, что от «того де страху, покиня они весь руской полон и добычь свою», побросали коней – «больши 2000 лошадей своих», «две тысячи котлов и весь кош свой, бежали ис того лесу неведомо куда». К вечеру все же выбрались из лесных трущеб «на степь и дожидались всю ночь подле того лесу товарыщев, потому что многие там заблудясь, остались». И «иные тое ночью вышли, а со сто человек или больши к ним не вышло, остались там». Рванули татары бегом от злосчастного леса – «побежали они степью к Азову и шли до речки Береки 8 дней наспех». А жарища стояла невыносимая да утекали так скоро, что «у многих их кони пристали». «А как к речке пришли … по сю сторону той речки» остановились «для того, чтоб им тут отдохнуть и лошадей накормить, и начевать», а на утро двинуться далее. «И тогож де часа за три до вечера напали на них князь Каспулат и казаки, и калмыки», и «чинили» над «неприятельскими людьми» азовцами, «темрюцкими татары» и «нагайскими черкесы» «воинской промысл» - «пришли на них врасплох на сонных», и «их погромили и побили, и в полон взяли».
«И розбив де они тех татар», донские казаки и калмыки «пошли назад под Чюгуев тою ж дорогою».
Как показывают первоисточники, по национальному составу ВОЙСКО ДОНСКОЕ было довольно пестрым. Еще в 1630 году отмечалось: «живут на Дону воры, холопи беглые, убежав от смертные казни, ни одни руские люди, и татарове, и литва, и черкасы». А о себе донские казаки в 1632 году «говорили … на Дону многих земель люди», «руские люди, которые ныне на Дону – опричь татар и черкас …». В их рядах кроме находим еще поляков, греков, немцев, молдаван, французов, шведов и даже негров – «арапов». И, конечно же, немало выходцев из Турции.
Вот как события 1679 г. описывал в челобитной царю о жалованье донской казак, «ясаул станицы Корнилы Яковлева» по фамилии ТУРЧЕНИН: «И в прошлом, государь, во 186-м году по твоему великого государя указу велено нам, холопем твоим, быть на твоей великого государя службе под Киевым с атаманом войсковым с Корнилою Яковлевым; и как мы, холопи твои, пошли на твою великого государя службу под Киев, и сошли мы, холопи твои, под Чюгуев с князь с Каспулатом Муцаловичем Черкаским; и гоняли мы, холопи твои, за Сиверской Донец за татары в дни жаркие, и дошли их на речке на Береке, и их, татар, побили и в полон побрали; и в то число я, холоп твой, коня своего розжег»… Примечательно, что тот же казак «ТУРЧЕНИН-ТУРЧАНИН», судя по прозвищу, сам был турецкого происхождения, приняв крещение и служа «донскую казачью службу», первым бросался в бой на своих прежних собратьев-турок. За что пожалован государем «на приезде» в Москву кроме денег «сукном лундыша да тафтой пяти аршин». Не отставал от него и другой донской казак – бывший азовский татарин. «Великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич … пожаловал донского казака татарина … Караева, велел ему дать своего великого государя жалованья за ево службу, что он в прошлом во 187-м году вышел из Азова на его великого государя имя на Дон, был с атаманом с Корнилою Яковлевым с товарыщи за неприятельскими людьми за темрюцкими татары и за нагайскими черкесы в воинском промыслу, денег два рубли да сукно аглинское доброе».
Подробности читатель найдет в 17 сборнике «МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ И ГЕНЕАЛОГИИ КАЗАЧЕСТВА». Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев