МУСОРНАЯ РЕФОРМА НА СЕРЕДИНЕ ПУТИ. РЕЗУЛЬТАТОВ - НОЛЬ
Депутат Кинешемской думы Александр ОРЕХОВ рассуждает о, наверное, одной из самых злободневных тем в нашем регионе.
"На переработке мусора можно делать большие деньги. Весь мир это признал, а мы, как огня, этого боимся. В 2030 году завершится федеральная программа по созданию единого экологического регоператора. Старт по России "мусорной реформе" - новому порядку обращения с бытовыми отходами -был дан в 2019 году. Началось внедрение новой системы по ТБО. Преобразования должны были осуществляться согласно этапам, зафиксированным в ФЗ № 89 "Об отходах производства и потребления".
Ивановская область стартанула на два года раньше всех, так как экс-губернатор М. Мень, возглавлявший в то время Минстрой РФ, устроил нам "по старой дружбе" пилотный проект. Вначале у реформы были грандиозные планы, стояла главная задача - прийти к полной переработке мусора в каждом российском регионе. У нас в области появился региональный оператор по обработке твердого бытового мусора. Он должен был собирать мусор, сортировать его и частично перерабатывать. Планировалось строительство нескольких мусоросортировочных заводов. Но как только об этом заговорили в прессе, сразу начались точечные протестные акции жителей, так как с людьми не велось никакой разъяснительной работы о необходимости таких предприятий, а главное, о безопасности их для окружающей среды. Таким образом, чиновники ловко воспользовались ситуацией для того, чтобы ничего не делать и сидеть на месте ровно.
Так, в Кинешме в промзоне (между "Автоагрегатом" и ДСК) было определено место для строительства такого мусоросортировочного завода. Цель: рассортировать мусор, распределить его по фракциям и развезти предприятиям на переработку. Уверен, прямо под боком нашлись бы желающие получить дешевое вторсырье в виде бумажных и целлофановых упаковочных пакетов, пластиковых и стеклянных бутылок, деревянных и железных отходов, цветмета, резины и т. д. Ведь предприниматели рыскают в поисках сырья для упаковки по другим регионам, тратя лишнее время и деньги.
Казалось бы, истина проста: кто владеет мусорным полигоном и сортировкой, тот имеет большие доходы. У нас же ничего подобного не происходит. Как было раньше, так и остается сейчас - перевозка и захоронение мусора. То есть, продолжают множиться свалки и полигоны, что в корне противоречит самой идее "мусорной реформы", которая в Ивановской области якобы идет уже пять лет. Ничего, кроме постоянного повышения тарифов на вывоз мусора и грязных, вонючих контейнерных площадок жители области от реформы не получили. Что это, если не очковтирательство со стороны "ответственных" чиновников?
Не думайте, что я голословно бросаю обвинения в чей-то адрес. Я многократно на протяжении нескольких лет выступал не только с критикой бездумных действий чиновников, в результате которых непомерно росли городские свалки, но и с предложениями о разных видах переработки отходов, давал финансовые выкладки, предлагал конкретное оборудование. В частности, пиролизную установку по переработке резины, пластика, медицинских изделий. Но никто не хотел слушать и воспринимать всерьез, ни меня, ни других людей.
Как депутат, возглавляющий комиссию по ЖКХ, я глубже других в теме "мусорной реформы". Сама жизнь подсказывает, что все должно быть сосредоточено в руках единого регионального оператора: подъездные пути, контейнерные площадки, перевозка мусора и его дальнейшая переработка. Именно оператор (а не управление городского хозяйства или управляющая компания) контролирует и отвечает за все, это его прибыльный (еще какой!) бизнес, иначе порядка не будет никогда. Прошедшей зимой в городах области поступало особенно много жалоб от жителей многоквартирных домов на подолгу не вывозимый мусор, грязь на контейнерных площадках и снежное месиво вокруг них, на припаркованные кое-как машины, из-за которых невозможно подойти к мусорным контейнерам. Люди требовали от властей принять меры и сменить регоператора на другого или создать нормальную конкурентную среду.
А кто должен регулировать конфликты жителей домов с юридическими лицами, например, с магазинами, вываливающими свое гнилье на контейнерные площадки? Дворник от управляющей компании? Так его зачастую просто не бывает, так как работать некому! И люди доходят до исступления, до нервных срывов, не находя концов в решении этой бытовой проблемы, отравляющей жизнь целого микрорайона. А всего-навсего надо разобраться с конкретным директором, с которым, кстати, у регоператора имеется договор на вывоз ТБО.
Почитал тут мнения известных экспертов, послушал информацию на федеральном канале РБК и убедился: Ивановская область, первой в России вступившая в реформу, ничего за семь лет не отреформировала. От слова "совсем". И теперь плетется в хвосте у отстающих регионов. Почему так получилось? Не было, как сейчас говорят, на то политической воли нашего губернатора. А, может, у г-на Воскресенского свои планы на мусорные полигоны? Не зря же отмечают аналитики все большее число единых регоператоров, аффилированных с высшими чиновниками в ряде регионов страны.
Как выясняется, 2024 год стал ключевым для пристального контроля надзирающих органов, общественных организаций, Народного фронта и Государственной думы за ходом выполнения высокозатратного национального проекта "Экология". Так, отмечены глубокий провал и сопутствующая ему коррупция в реализации федеральной программы "Чистая Волга". На очереди проверка в российских регионах хода "мусорной реформы", которая уже признана экспертами провальной. Причины наверняка будут найдены и виновные определены, как в 85 случаях с фиктивно готовыми очистными сооружениями, в том числе кинешемскими, на строительство которых было истрачено 4 млрд. рублей".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 12