Шелдомеж)✨
Название села Шелдомеж (в XIX веке писали и Шолтомеж, и Шелтомежи, а то и Воскресенское Шолтомеж), согласно народной этимологии, связано с монголо-татарским нашествием. Считается, что якобы татары дошли до этого места как до определенного рубежа, «до межи», и дальше неё продвигаться не стали. Но такая трактовка не имеет под собой научного обоснования. Специалисты считают, что это название может быть переведено с одного из древних финских языков, родственного современным финскому, эстонскому, карельскому, приблизительно как «Мостовая гора». Но что именно имели в виду древние жители этих мест, доподлинно выяснить вряд ли возможно.
Строительство первого деревянного храма в селе, как считают местные краеведы, также относится к XIII веку, к временам битвы на реке Сить.
В XVIII веке село принадлежало секунд-майору Н. Д. Скрипицыну, по инициативе которого и был заложен здесь каменный храм Воскресения Христова (освящен только в 1832 году). А на рубеже ХIХ-ХХ веков на холме неподалеку построили храм Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и святого благоверного князя Георгия Всеволодовича.
Образ Шестоковской иконы Божией Матери неразрывно связан с храмовым комплексом села Шелдомеж. Чудесное явление иконы произошло в московском доме Скрипицыных: она выпала из трубы на печной «шесток». Паломники со всей страны приезжали в дом секунд-майора за исцелением. По его завещанию (умер в 1779 году) икона была передана Воскресенскому храму села Шелдомеж и стала покровительницей этих мест. В 1887 году здесь бьла учреждена Шестоковская женская община, первоначальную основу которой составили насельницы Бежецкого монастыря. 17 декабря 1906 года по указу Святейшего Синода общину переименовали в монастырь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери. Неудивительно, ведь еще в 1900 году община насчитывала 210 сестер.
Вскоре после появления обители при ней была открыта церковно-приходская школа, в 1896 году получившая новое двухэтажное деревянное
здание. Также при монастыре была устроена богадельня. В конце XIX века в Санкт-Петербурге у монастыря появляется свое подворье с храмом, выстроенным на деньги, пожертвованные Иоанном Кронштадтским.
В советские годы монастырь был ликвидирован, оба храма закрыты и разграблены. Сегодня от Троицкого храма остался лишь остов, одиноко возвышающийся над округой, издалека похожий на шлем русского воина и напоминающий о далёких событиях Ситской битвы. Рядом находятся и руины Воскресенского храма. Судьба же Шестоковской иконы Божией Матери неизвестна. Остался только чудом уцелевший список XIX века.
Источник: Некоузский край: история, культура, достопримечательности, люди/ Под общ. ред. В.В. Горошникова - Рыбинск : Медиарост, 2016. - 96 с.:ил.- (Библиотека ярославской семьи)
🕌 Монастыри и храмы Некоузского района
#МонастырииХрамыНекоузскаяЦБСитскиеЗнатоки
#НекоузскийМР #НекоузскаяЦБ, #Кобылинка
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев