Легендарный советский и российский режиссер. Эльдар Рязанов родился в Самаре в 1927 году в семье высокопоставленных торговых работников. Папа Александр Семенович Рязанов и мама Софья Михайловна Шустерман работали в советском торговом представительстве в Тегеране, и раннее детство Эльдар провёл именно там. Через три года семья вернулась в Москву. Отца назначили начальником винного главка.
Вскоре после переезда в столицу родители Рязанова разошлись. Мальчик остался с мамой. Но когда Эльдару исполнилось семь лет, мама вышла замуж. Отчим и занялся воспитанием мальчика. Отношения сразу же сложились хорошие. Родного отца Эльдар Рязанов почти не помнит. Когда он ушёл из семьи, сыну было всего пять лет. Вскоре отец женился второй раз, и у него родилась дочь. А в 1938 году Александра Рязанова осудили на 17 лет. Жизнь его окончилась трагически.
С раннего детства мальчик любил читать и мечтал о дальних странствиях. Поэтому для себя он выбрал два пути: или стать писателем и самому писать интересные книжки, или выучиться на мореплавателя и путешествовать. Эльдар даже написал письмо в Одесскую мореходку, попросив рассказать ему, что нужно для осуществления мечты. Но в это время грянула Великая Отечественная война. Мечты о странствиях пришлось надолго отложить. Да и любимая домашняя библиотека была распродана или обменена на продукты.
После школы Эльдар Рязанов поступил во ВГИК. Он не мечтал стать режиссёром, просто отнёс документы в вуз за компанию с другом. На режиссёрском факультете наставником курса Рязанова был знаменитый Григорий Козинцев, снявший на то время легендарные картины «Шинель», «С. В. Д.» и «Новый Вавилон». Эльдару, когда он стал студентом, было всего 16 лет. Учиться юноша поначалу не очень хотел, да и жизненного опыта не хватало. Это едва не стало причиной отчисления. Благодаря находчивости парень остался и вскоре оправдал и даже превысил ожидания педагогов. Сам Сергей Эйзенштейн, работавший в то время одним из преподавателей ВГИКа, отметил Рязанова как одного из самых способных студентов.
В 1950 году Эльдар Рязанов с отличием окончил институт. Его дипломный фильм назывался «Они учатся в Москве».
Творческая биография Эльдара Рязанова началась сразу же по окончании ВГИКа. Молодой режиссёр первую пятилетку делал документальные фильмы. В эти годы он успел объездить Дальний Восток, отчасти осуществив давнюю мечту о путешествиях. Документалист Эльдар Рязанов снимал фильмы о ловцах крабов в Охотском море, о китобойцах, о нефтяниках Кубани, о рыбаках, пограничниках, оленеводах и писателях. Побывал на Курилах, Командорских островах, на Сахалине и Камчатке. Опыт и впечатления оказались огромнейшими.
С 1955 года Рязанов перешёл на работу в «Мосфильм». Первой картиной Эльдара на новом месте становится снятый вместе с Сергеем Гуровым полудокументальный фильм «Весенние голоса». Ленту увидел легендарный режиссёр Иван Пырьев и настоятельно порекомендовал Рязанову снять комедию, предложив взять за основу сценарий Ласкина и Полякова «Карнавальная ночь».
Эльдару Рязанову эта идея не понравилась, но совету Пырьева он последовал. Работа оказалась очень трудной, ведь для молодого режиссёра это был незнакомый жанр. Но все усилия были оправданы: фильм «Карнавальная ночь» (1956) в одно мгновение сделал Рязанова популярным режиссёром.
Известность получили и главные герои комедии Людмила Гурченко, Юрий Белов и Игорь Ильинский. Фразы из фильма стали крылатыми, а песни «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» превратились в настоящие хиты, которые перепевают и сегодня. Новогодняя комедия становится лидером кинопроката 1956-1957 годов: её увидели свыше 45 миллионов зрителей. Кроме того картина получила множество наград - первых для режиссёра Рязанова.
Почти такой же успех ждал и вторую картину Эльдара. «Девушка без адреса» (1957) с Рыбниковым и Карпинской в главных ролях собрала в просмотре 36,5 миллиона зрителей и закрепила популярность Рязанова.
В конце 1960-х у фильмов Эльдара Александровича Рязанова начал прослеживаться собственный стиль. Его картины были в своём большинстве «лирическими трагикомедиями». В этот период начал вырисовываться костяк кинематографической группы Рязанова. Это композиторы Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев и плеяда замечательных артистов - Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев, Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Андрей Мягков, Валентин Гафт, Светлана Немоляева и Георгий Бурков.
А в 1966 году на экранах появился один из лучших фильмов Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Замечательный актёрский ансамбль и талантливая режиссёрская работа превзошли все ожидания. Сценарий картины был написан Рязановым вместе с Брагинским.
С конца 1960-х до начала 1970-х Эльдар Рязанов поставил картины, ставшие «золотым фондом» отечественного кинематографа. Среди лучших «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971) и «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973).
1 января 1976 года советские зрители впервые увидели картину, ставшую культовой и без которой до сих пор не обходится ни один Новый год. Это, конечно же, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В 1977 году творческая группа кинофильма получила Государственную премию СССР.
Дальше последовали новые бестселлеры мэтра Рязанова. «Служебный роман», появившийся в 1977 году, становится одним из самых успешных фильмов режиссёра. В 1978 году авторский коллектив «Служебного романа» получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. В это же время Эльдар Александровича поставил фильмы «Гараж» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Вокзал для двоих» (1982) и «Жестокий романс» (1984). Каждый стал хитом.
В 1980-х Эльдар Рязанов снял две картины на злобу дня под названием «Забытая мелодия для флейты» (1987) и «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). В эфир вышла документальная картина «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», приуроченная к 50-летию актера.
Трагикомедия «Небеса обетованные», вышедшая в 1991 году, несколько вышла за привычные рамки «рязановских» фильмов. Но это ничуть не умалило популярность картины. Продолжил режиссёр эту линию своими новыми работами: «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Старые клячи» и «Тихие омуты» (2000), «Ключ от спальни» (2003) и «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).
Почти во всех своих картинах режиссёр появляется в крохотной эпизодической роли. Это похоже на автограф художника на своём полотне.
Эльдар Александрович был в браке трижды. Его первая супруга Зоя Фомина училась вместе с Рязановым и тоже работала режиссёром. В этом браке у Рязанова появилась дочь Ольга. Она окончила МГУ и работает филологом и киноведом.
Вторая супруга - Нина Григорьевна Скуйбина, работала редактором на Мосфильме. Она умерла от тяжёлой неизлечимой болезни.
Последняя жена Эльдара Александровича - Эмма Абайдуллина, киноредактор. С ней режиссёр прожил до последних дней жизни.
Эльдар Рязанов скончался в московской больнице 30 ноября 2015 года, на 89-м году жизни, от острой сердечной недостаточности. Похоронен большой мастер российского кинематографа на Новодевичьем кладбище Москвы.
Приятного просмотра!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев