По материалам нашего краеведческого музея была написана работа, прошедшая отборочный тур и получившая приглашение на очный этап. Поехать, к сожалению, мы не смогли, наград не получили, но работа интересная, содержательная. В преддверии праздника, который мы будем отмечать 12 июня – «День России», хочу предложить её вашему вниманию.
Дергачи – кордон России
Название работы – «Дергачи – кордон России» заимствованное, так называется одна из краеведческих книг нашего земляка, Героя Труда России Лепёхина Юрия Васильевича. Кордонами раньше называли пограничные посты, охранявшие восточные рубежи России от вооруженного врага. Книга Лепёхина – сборник различной информации о нашем районе. В ней внимание уделяется больше тому, как наши земляки защищали Родину в войнах и вооруженных конфликтах ХХ века.
Соблюдение мира между народами, населяющими нашу огромную страну – тоже защита интересов России. В ходе изучения собранных материалов, не нашлось ни одного упоминания о межнациональных конфликтах на территории нашего района. Представители разных национальностей и религиозных конфессий трудились и продолжают трудиться в нашем районе. Часть их проживает компактно, в отдельных поселках, но есть много сел с многонациональным составом. Дети всех национальностей посещают детские сады и обучаются в школах. Взрослые вместе работают и отдыхают, вместе отмечаем мы народные праздники.
Россия – уникальная страна. Огромная по площади она расположилась в центре Евразии, соединяя две части света: Азию и Европу. В Западной Европе нас считают азиатами, для азиатских стран мы – чаще всего, европейцы.
Географически Саратовская область находится близко к границе между Европой и Азией, а Дергачевский район – ее восточная окраина непосредственно граничит с азиатским государством – Казахстаном. И где же, как ни в нашем районе изучать взаимовлияние и взаимопроникновение западной и восточной культур?
Древняя история.
Наши края использовались людьми давно. Около 100 тысяч лет назад здесь охотились неандертальцы, а 3,5 тысячи лет назад пасли свои стада срубники. Потом оседлое население из наших мест исчезло. Много кочевых племен прошло за полторы тысячи лет по Саратовскому Заволжью: савраматы, сарматы, роксоланы, аорсы, аланы, гунны, булгары, печенеги, огузы, кыпчаки, половцы, хазары . С XIII века нашей эры территория была занята племенами Золотой Орды. После покорения Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханства в середине XVI века (1552 и 1556г.г.) всё Поволжье и Заволжье стали относится к России. В 1586-1590г.г. были построены на Волге русские города Самара, Саратов, Царицин. Но селиться за Волгой по-прежнему было опасно, так как фактически вся степь от Волги до Урала оставалась во власти кочевников.
В XVII- XVIII веках Русское государство принимало комплексные меры для защиты своего населения на восточных границах, так как правительство было заинтересовано, чтобы Нижнее Поволжье и прилегающие территории были заселены, освоены и приносили бы в казну доход. В середине 80-х г.г. XVIII века была устроена цепь постов-кордонов от Гурьева до верховьев Узеней. Существовали кордоны около 50 лет . Под их защитой стали селиться мирные поселенцы — крестьяне-хлебопашцы, переселенцы из центральных губерний. Так возникли первые села в наших местах: Орлов Гай, Осинов Гай, Алтата, Дергачи.
Более точных сведений по началу заселения нашей местности нет. Есть обрывочные данные разных сайтов Интернета: «1785 г. – крестьянами татарской национальности основано село Алтата »; «1805 г. – земля по реке Алтате введена башкирам во владение для рыбной ловли »; «1808 г. – юртовый старшина Сафаргали Акиров занимался распределением земель (для рыбной ловли) в бассейне рек … Алтата и Узеней ». Бассейн р. Алтата весь располагается в современном Дергачевском районе.
Как видим, изначально наш район был территорией, принадлежавшей восточным племенам и народам, исповедующим ислам. Однако, постоянных поселений они здесь не создавали, а только использовали её в хозяйственных целях.
История заселения.
В 1785 и 1788 г.г. вышли царские указы, заложившие правовую основу для переселения крестьян в Заволжские степи. Переселенцы освобождались от податей и повинностей, получали ссуду на образование хозяйства, пользовались другими льготами . Поток переселенцев шел из центральных губерний России и из Малоросссии (Украины).
В 1762-63 годах манифестами императрицы Екатерины II для заселения малоосвоенных земель были приглашены иностранцы. Большая часть немецких поселенцев была направлена осваивать Поволжье . Правительство довольно жестко установило для немецких колонистов в Поволжье главную задачу — развитие земледелия. Немецкие переселенцы с этой задачей в целом справились. Они производили главным образом рожь, а также выращивали картофель, увеличили посевы льна, конопли, табака и других культур. Уже в XIX веке получила развитие колонистская промышленность. В Поволжье развивалось мучное производство, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерсти и полотна. Появилось и кожевенное производство, развивалось ткачество . Уточним только, что это сказано о Поволжье. В наше Заволжье немцы приехали позже, их было немного и влияние на развитие сельского хозяйства не было значительным.
Из вышеизложенного следует, что заселение территории Дергачевского района, начиная с конца XVIII века, производилось представителями западной цивилизации разных национальностей, христианского вероисповедания. Хотя здесь имеется исключение, т.к. в 1841 году переселенцами из Кузнецкого уезда Саратовской губернии (теперь Пензенской области) были образованы татарские поселки Сафаровка и Верхазовка .
Начало ХХ века.
До начала 1 Мировой войны продолжалось заселение нашей местности. Переселенцы из центральных и южных губерний России обосновывались на свободных землях Заволжья, принося сюда европейскую культуру сельского хозяйства. Земледелие – выращивание зерна, бахчеводство, садоводство – все это принесено с запада. А вот скотоводство во многом использовало опыт местных потомков кочевников.
Начало ХХ века было временем расцвета Дергачей и окрестных сел. По архивным данным в 1910 году в Дергачах жителей насчитывалось более 10 тысяч, была построена и освящена новая каменная церковь, открыта еще одна — министерская школа, земская библиотека. В 1910 году начало работать реальное училище. Постоянно работали 3 ярмарки, базары по воскресеньям и четвергам, хлебный рынок (один из 5 наиболее крупных сельских хлебных рынков в Заволжье). Имелась лесная пристань на железной дороге, которая пришла в Дергачи в 1894 году . В Дергачах проживало много купцов, которые вели торговлю всевозможными товарами в лавках и магазинах постоянно. На ярмарки товар привозили из центральных губерний, Поволжья, Урала.
Дергачи конца ХIХ — начала ХХ века можно было назвать крупным, экономически развитым, богатым и быстро растущим селом. Развивались и другие села, поселки, хутора нашей местности, население которых было православным.
Активно развивались и татарские села. В 1910 году в Алтате было 620 дворов, в них проживало более 5 тысяч человек. В селе было 5 мечетей (и, соответственно, 5 мектебе), работало 7 ветряных мельниц. Алтата была тогда волостным центром. В Верхазовке проживало немного менее 4 тысяч человек, также было 5 мечетей и 5 школ (мектебе), и 9 ветряных мельниц. Сафаровка была поменьше – там проживало 2,5 тысячи жителей. Было 3 мечети, 3 школы, 7 ветряных мельниц. В этом селе была земская станция, урядник, фельдшерский пункт .
Большинство новосёлов селились по национальному принципу, но вот какой пример можно прочитать в книге Черкасовой Е.В. «Радуга над полем», основанной на воспоминаниях старожилов и архивных документах: «На берегу речки Жестянки нашего района был хутор купца Зейферта, немца по национальности. Ему были нужны работники в его поместье. В 80-90-х годах в Новой Жестянке жили 24 семьи немцев, 2 семьи казахов, мордва, чуваши из Горьковской области и русские. Все нашли работу в хозяйстве Зейферта. Он держал много свиней, а чтобы их было чем кормить – засевал довольно большие площади зерновыми и кормовыми культурами. Был у него и хороший фруктовый сад. Люди называли его помещиком» .
По воспоминаниям Дорошенко В.Н.: «Детство бабушки (конец ХIХ века) прошло в Зизеевке, где дружно жили между собой русские, казахи и татары. Их дети всегда играли вместе и знали языки друг друга. Бабушка до старости свободно говорила по-казахски и по-татарски» .
Из более позднего времени – проработавший много лет табунщиком, пастухом, чабаном Кинжигалиев Калимулла Каллимулович вспоминал: раньше люди жили на разных берегах пруда. Казахи на одной стороне, их было 20-25 дворов, а русские жили на другой стороне, их было больше – 30-40 дворов. И где-то в 50-60 годах казахи переехали на сторону русских. Там же была и школа (пос.Лесной, ХХ век) .
Межнациональные отношения в годы Советской власти
После 1918 года (когда в селах была установлена Советская власть) жизнь круто изменилась. События 20-30х годов сильно подорвали экономику сел.
Была Гражданская война – станция Алтата служила отправным пунктом 4 наступлений Красной Армии, были бои с бандами, засухи, голод 20х и 30х годов. А воспоминания старожилов о раскулачивании читать страшно!
К середине 30-х годов после голодовок, раскулачивания, коллективизации население района сократилось с 55тысяч в 1929 г. до 25 тысяч в 1936.
Единственное, что практически не изменилось – межнациональные отношения. Трудящиеся любой национальности уважали труд не только свой, но и соседа, не зависимо от его национальности. Межнациональных конфликтов не отмечено ни в изученных документах, ни в воспоминаниях старожилов.
Большинство татар, по-прежнему жили в трех селах. Вот, что кратко написано в энциклопеди «Tatarica»: «До 1933–1934 гг. было пять мечетей в с. Алтата, четыре мечети – в с. Верхазовка и три мечети – в с. Сафаровка.
При каждой мечети работал мектеб (в 1920 е гг. в их помещениях были открыты татарские школы). До 1970 х гг. преподавание велось на татарском языке. В настоящее время в школах селах Алтата, Верхазовка, Сафаровка татарский язык изучается как предмет.
В 1920 е гг. в селе Алтата были образованы артели «Кызыл тан», «Марс» и «Урняк», в Верхазовке в 1929 г. создан первый в районе колхоз «Кызыл Маяк». В селах Алтата и Сафаровка в 1990 и 2002 гг. построены мечети. Всего на территории района действуют шесть мечетей, в том числе соборная мечеть в поселке городского типа Дергачи (с 2015 г.) .
Среди уроженцев татарских сел Герой Советского Союза К.Ш.Ахмиров, Герой Социалистического Труда Ф.С.Асфяндияров, администра-тивно хозяйственный деятель М.Ф. Фаизов, ученый – историк С.Ф. Фаизов, доктор сельскохозяйственных наук Б.И.Туктаров, литературовед Б.А.Яфаров, народный артист ТАССР, заслуженный артист РСФСР Х.И.Уразиков.
С районом связана жизнь и деятельность татарского поэта М. Джалиля» .
Самым богатым татарским селом была Алтата. Её население больше всего пострадало от тех процессов, которые происходили в 20-30 годах. По спискам раскулаченных в Алтате таковых нашлось более десятка. Это уже после того, как с самыми богатыми разобрались при установлении Советской власти .
Казахи в нашем районе не создавали своих отдельных посёлков, только если такими считать чабанские точки. Лучшими чабанами, конечно, всегда были именно казахи. Не случайно звание Героя Социалистического труда было присвоено чабану Уразалиеву Захару Сарсеновичу.
Ярким примером судьбы казаха при Советской власти является интересная, рабочая жизнь Баймуратова Каната, родившегося в 1896 году. Он рано осиротел, и в его жизни большую роль сыграли русские люди. Сначала Канат поселился при русской церкви в сторожке, обслуживал церковных лошадей и учился в церковно-приходской школе, причем священник говорил ему: «Жизнь скоро изменится, все будут равны между собой, и казахи, и русские, и другие национальности, не будет бедных и богатых, все будут равны. Тебе в жизни понадобится образование, учись, пока есть возможность. Я не буду требовать с тебя, чтоб ты, мусульманин, посещал уроки, где другие ученики будут изучать православные молитвы и песнопения. Посещай только уроки, где мы будем изучать разные науки». Окончив школу, подросток пешком отправился искать свое счастье и пришел в наш район. Здесь его приютила русская семья Ляльковых, причем, он стал жить у них как член семьи. Они считали его приемным сыном. В годы 1 Мировой войны был на фронте в мусульманском полку. Поскольку он был грамотный и хорошо знал и казахский и русский языки, его взяли в штаб переводчиком и писарем. После войны жил опять у Ляльковых, женился. Однако в 30м году Ляльковых раскулачили и выслали из района. С 1931 года Канат был на руководящей работе: председатель сельсовета, бригадир, председатель колхоза. 25 лет в общей сложности. У него 10 детей, 28 внуков большинство из которых живут в нашем районе (данные начала ХХ века). Многие с высшим образованием .
Все события ХХ века жители района пережили вместе, сообща преодолевая трудности, помогая друг другу. Защищали Родину на фронтах Великой Отечественной представители всех национальностей, сдавали в фонд Победы продукцию сельского хозяйства и русские, и татарские села, работали табунщиками мальчишки-казахи – растили коней для армии.
Потом все вместе осваивали целину. Среди Героев Социалистического труда четверо русских, татарин и казах.
В конце ХХ века многие татары и казахи занимали руководящие посты в организациях района, а Почетный гражданин Дергачевского района и Саратовской области Равиль Абдурахмонович Шамьюнов несколько лет возглавлял администрацию района .
Современное состояние национального вопроса в районе
К сожалению, приходится констатировать факт неуклонного снижения численности населения района на протяжении всего ХХI века.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев