6 июля Православная Церковь празднует память Владимирской иконы Божией Матери
Среди особо почитаемых христианских святынь одной из самых известных является византийская икона Пресвятой Богородицы начала XII века, получившая на Руси название «Богоматерь Владимирская». С нее начинается история русских чудотворных икон Богоматери.
На рубеже XIV–XV вв. преподобным Андреем Рублевым была написана икона «Богоматерь Владимирская» – одна из самых древних копий чудотворной византийской иконы, хранившейся в XII–XV в. в Успенском соборе Владимира.
Произведение было создано в Москве в связи с событиями 1395 г., когда сюда в связи с угрозой нашествия Тамерлана временно привезли древнюю икону. Надпись на псалтыри из Троице-Сергиевой лавры гласит: «Июня 23. Прииде чудотворная икона пречистая Богоматерь из Володимеря в град Москву 6988 (1480); того же лета приходил безбожный Ахмат с детми на реку на Угру, в осень на Покров святая Богородица; оттоле уставиша сей праздник праздновати».
Некоторое время (не позже 1408 г.) святыня оставалась в Москве, и, в конце концов, из-за возмущения владимирцев была возвращена обратно. Перед ее отправкой преподобным Андреем Рублевым был выполнен для Москвы ее точный список.
Ситуацию, правда в легендарной форме, отражает следующее сказание: «когда по удалении Тамерлана жители Владимира стали настоятельно просить возвращения своей святыни и после отказа угрожали всеобщим ропотом и неудовольствием, великий князь, разгневавшись, засадил в железа присланных из Владимира с этой просьбой, а во Владимир послал приказ силою подавить ропот. Только что вышло это распоряжение, на другой день, пришедши к утрене в Московский Успенский собор, пономарь увидел две совершенно сходные и по внешнему украшению, и по письму иконы Богоматeри. Духовенство и сам великий князь были свидетелями сего чуда и освободивши из заключения жителей Владимира, предложили им на выбор какую угодно икону».
Впоследствии, когда оригинал был окончательно перенесен в Москву, Рублевскую икону перевезли на его место, в Успенский собор во Владимире.
Этот написанный Рублевым образ отличает чисто русское очарование, мягкость и сердечность; главное в его содержании – духовное единение, легкая грусть, преодоление трагизма. Это настроение в немалой степени достигается композиционными особенностями произведения –согласованностью всех форм и линий, плавностью очертаний пирамидального, почти симметричного силуэта группы.
По сравнению с оригиналом владимирский список имеет некоторые иконографические отличия, самым существенным из которых является изменение положения рук Богоматери. Более низким, чем в древней иконе, положением левой руки Марии – почти на одном уровне с другой рукой – подчеркнута идея молитвенного предстояния Богоматери младенцу Христу, то есть идея заступничества.
В публикации использованы материалы из книг и статей: И. А. Кочетков "Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская»", Б. Н. Дудочкин "Андрей Рублев. Жизнь и творчество в свете современных представлений", Т. В. Барсегян "Владимирская икона Богоматери. История и архетип чудотворного образа".
На фото Богоматерь Владимирская письма преподобного Андрея Рублева.
#свято_елисаветинский #сем #иконы #АндрейРублев #БогоматерьВладимирская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4