КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ ГОДА ДО СЕМИ ЛЕТ ?
Когда мы говорим о том, что ребёнок должен или не должен уметь в том или ином возрасте, то ориентируемся на понятие «нормы», которое так часто повергает современных родителей в беспокойство. С одной стороны, их страх, что ребёнок не впишется в установленные рамки нормального развития, оправдан. Именно норма определяет, готов ли ребёнок к школе и его дальнейшие успехи. Но само понятие нормы довольно размыто, а исключения из неё встречаются довольно часто.
У каждого есть история про знакомого ребёнка, который не говорил до трёх лет, а затем выпалил целое предложение за ужином, испугав всю семью и невероятно осчастливив маму.
Речевое развитие очень индивидуально, и до трёх лет мы всегда даём ребёнку время разговориться. Если, конечно, у него в порядке артикуляционный аппарат и задержка речевого развития — не следствие других заболеваний и травм.
Речь здорового ребёнка должна развиваться с учётом таких этапов (плюс-минус полгода для каждого указанного возраста)
1 год — в пассивном словаре 10-20 слов (он их понимает и может показать или хотя бы посмотреть на названный предмет). В активном словаре — около пяти или десяти коротких слов.
2 года — активный словарь увеличивается до 100-300 слов, в речи появляются простые короткие предложения-словосочетания «дай китю», «хочу игрушку», «киса сидит».
3 года — в активном словаре около 1000 слов, при этом ребёнок может дать адекватный ответ на вопрос.
4 года — может правильно повторить слово из четырёх слогов за взрослым, освоил понятия «большой-маленький», «много-мало».
5 лет — может повторить предложение из девяти слов. Оперирует понятиями «сегодня», «завтра», «вчера» — для согласования времён и структурирования речи.
6 лет — в активном словаре более 2 000 слов. В этом возрасте можно учить его составлять рассказ по картинке — к первому классу как раз пригодится.
7 лет — активный словарь более 3 000 слов, у ребёнка сформирована связная речь, он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю.
Из этих норм формируются требования к речевому развитию при поступлении в школу.
КАК ПОНЯТЬ,ЧТО ВАШЕМУ РЕБЁНКУ НУЖЕН ЛОГОПЕД?
Обратиться к логопеду в дошкольном возрасте стоит, если:
-В раннем детстве ребёнок не произносит звуков, не гулит, не начинает разговаривать до трёх лет. Многие дети пропускают период гуления, но показаться логопеду не будет лишним — хотя бы чтобы убедиться, что всё в порядке с артикуляционным аппаратом.
-Словарный запас ребёнка с годами не пополняется или расширяется очень медленно.
-Дошкольник испытывает трудности с запоминанием вида букв.
-Плохо или неправильно произносит звуки, их сочетания или не произносит некоторые из них.
-С трудом выполняет задания «найди четвёртый лишний», сложно обобщает ряд слов одной категории (не может ответить на вопрос «малина, клубника, смородина — что это?»).
-Заикается.
-К пяти годам не начинает «сливать» буквы в слоги, хотя знает, как они произносятся по отдельности .
К сожалению, часто родители до такой степени боятся проблем собственного ребёнка, что просто отказываются признаться в них самим себе и не слышат рекомендаций специалистов. Бывает, что у ребёнка все признаки задержки психического развития, но мама не хочет в это верить. Соответственно, она не предпринимает нужных шагов, чтобы вовремя взять ситуацию под контроль.
Нет комментариев