д. Если бы мышление было только некоей субъективной деятельностью и как таковое было бы предметом логики, то последняя подобно другим наукам имела бы свой определенный предмет. Тогда могло бы казаться произволом то, что мышление делают предметом особой науки, а воля, фантазия и т. д. не являются предметами особой науки. Честь, оказываемая мышлению, могла бы, пожалуй, иметь своим основанием то, что за мышлением признается некоторый авторитет и оно рассматривается как наиболее истинное в человеке, как то, чем он отличается от животного. Изучение мышления даже как только субъективной деятельности тоже не лишено интереса. Его ближайшими определениями были бы тогда правила и законы, познание которых приобретается посредством опыта. Законы мышления, рассматриваемого с этой стороны, есть то, что обычно составляет содержание логики. #Аристотель является основателем этой науки. Он обладал такой силой ума, которая позволила ему наделить мышление тем, что ему принадлежит как таковому. Наше мышление очень конкретно, но в его многообразном содержании мы должны выделить то, что принадлежит мышлению, или абстрактной форме деятельности. Незаметная духовная связь, деятельность мышления, объединяет все это содержание и эту связь, эту форму как таковую выдвинул и определил Аристотель. Логика Аристотеля остается до нашего времени основой логики, и после него она получила дальнейшую разработку, преимущественно у средневековых схоластиков; последние ничего не прибавили к ее содержанию, а лишь развили ее в частностях. Главный вклад Нового времени в логику ограничивается преимущественно, с одной стороны, опусканием многих созданных Аристотелем и схоластиками логических определений и прибавлением значительного количества постороннего психологического материала – с другой. Интересна эта наука тем, что в ней мы знакомимся с приемами конечного мышления, и эта наука правильна, если она соответствует своему предполагаемому предмету. Изучение этой формальной логики, без сомнения, приносит известную пользу; это изучение, как принято говорить, изощряет ум. Мы научаемся концентрировать мысль, приучаемся абстрагировать, между тем как в обычном сознании мы имеем дело с чувственными представлениями, перекрещивающимися и перепутывающимися друг с другом. Но при абстрагировании имеет место концентрация духа на одном пункте, и мы приобретаем благодаря этому привычку заниматься нашей внутренней жизнью. Знакомство с формами конечного мышления может служить средством для подготовки к эмпирическим наукам, которые руководствуются этими формами, и в этом смысле логику называли инструментальной.
Можно, правда, блеснуть широтой воззрений и сказать: логику следует изучать не ради пользы, а ради ее самой, ибо то, что превосходно, следует искать не только ради голой пользы. Это, с одной стороны, совершенно правильно, но, с другой стороны, превосходное есть также и наиболее полезное, ибо оно есть существенное, в самом себе устойчивое и является поэтому носителем частных целей, которым оно способствует и которые оно доводит до осуществления. Не нужно рассматривать частные цели как самое важное, но то, что превосходно, все же помогает и их осуществлению.
<...>
Поскольку мышление – как деятельное – берется в отношении к предметам – как размышление о чем-либо, – постольку всеобщее как продукт его деятельности обладает значением сути дела, существенного, внутреннего, истинного.
Примечание. В § 5 мы упомянули о старом убеждении, что то, что в предметах, свойствах, событиях истинно, то, что в них есть сокровенного, существенного, составляющего суть, которую нам важно знать, не находится в сознании непосредственно, не дается нам с первого взгляда и внезапным озарением; необходимо размышлять, для того чтобы добраться до истинного строя предмета.
Г. #Гегель "Энциклопедия философских наук", том 1, [Малая Логика]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3
1. Онтология - наука о происхождении и развитии мира, Вселенной.
2. Социология - наука о возникновении и развитии общества.
3. Гносеология - наука о возникновении и развитии мышления.
Заслуга Гегеля в том, что он показал эволюцию мышления, как исторически необходимые и последовательные этапы: от древнего анимизма и пантеизма, через зарождение и развитие формальной логики, и до неизбежного появления диалектической логики.
Следующим этапом (считал Гегель) должна стать новая логика, - спекулятивная. Гегель назвал её так потому, что выводы этой логики всегда верны, но сам ход рассуждений представляется обычному человеку либо абракадаброй, либо спекуляцией терминами.
Другими словами, эта логика способна решать задачи без наличия достаточных оснований. Мы привыкли, что в математических ...ЕщёГносеология, как наука о мышлении, была необходимой составной частью любой классической философии задолго до Гегеля. Классическими считаются такие философские школы, в которых есть все три её составные части:
1. Онтология - наука о происхождении и развитии мира, Вселенной.
2. Социология - наука о возникновении и развитии общества.
3. Гносеология - наука о возникновении и развитии мышления.
Заслуга Гегеля в том, что он показал эволюцию мышления, как исторически необходимые и последовательные этапы: от древнего анимизма и пантеизма, через зарождение и развитие формальной логики, и до неизбежного появления диалектической логики.
Следующим этапом (считал Гегель) должна стать новая логика, - спекулятивная. Гегель назвал её так потому, что выводы этой логики всегда верны, но сам ход рассуждений представляется обычному человеку либо абракадаброй, либо спекуляцией терминами.
Другими словами, эта логика способна решать задачи без наличия достаточных оснований. Мы привыкли, что в математических задачах есть "Дано:", и этих данных достаточно для поиска правильного ответа.
Однако, в спекулятивной логике нормой будет непосредственное усмотрение истины, без достаточных оснований. Этот этап станет возможным только после того, как диалектическая логика станет настолько же привычным явлением, как и здравый смысл, который есть не что иное, как осколки формальной логики, зафиксированные в языковой структуре любого современного языка.