-греч. συνάψιες): целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — всё.
#Гераклит Эфесский (фрагмент 10 DK)
Ибо единое есть то, что состоит из двух противоположностей, так что при разрезании пополам эти противоположности обнаруживаются. Не это ли положение поставил, по словам эллинов, их великий и славный Гераклит во главу своей философии и гордился им как новым открытием.
#Филон Александрийский
Но что это за наука, в чем состоит суть диалектики? Это наука, или дисциплина, которая позволяет дать истинное определение каждой вещи: что такое она есть и чем отличается от других вещей, в чем состоит общность различных вещей и каково место каждой из них в этой общности, является ли их сущность истинной сущностью и сколько есть истинно-сущих, а равно и то, сколько есть не-сущих и чем они отличаются от сущего.
#Плотин "Энеады", I.3, О диалектике
Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.
В. И. #Ленин "Философские тетради"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Критерий истины это условия её существования. Действительность, которая и есть истина, - как раз то самое единство противоречий, а снятие, как их синтез, - объективное отражение действительности в процессе мышления.
Тот самый синтез, единство определения как тезиса и процесса как антитезиса, прерывное и непрерывное, статика и динамика... Движение/развитие предмета и мысли происходит от одной определенности к другой.
В цитатах о Гераклите говорится лишь, что душа есть тоже процесс превращения — движущееся познается движущимся.
В. И. Ленин "Философские тетради"
2. Что касается Плотина, то он под диалектикой понимал искусство спора, основанного на формальной логике Аристотеля, где одним из обязательных условий истинности был "принцип исключённого третьего", т.е. чёрно-белая логика, где было всего два ответа - "либо да, либо нет".
Этот принцип исключённого третьего был преодолён в философии Канта, который и завершил формальную логику, как науку, показав границы её применимости.
Задолго до Канта "принцип исключённого третьего" был преодолён в философии дзен-буддизма, но это древнев...Ещё1. Сохранившиеся отрывки философии Гераклита Эфесского позволяют сделать вывод о том, что он самостоятельно открыл диалектическую логику, но бедность словарного запаса древнегреческого языка, - не позволила ему сделать свой метод мышления понятным для окружающих. Вследствие этого Гераклиту Эфесскому, его современники дали ещё и кличку "Тёмный", что в смысловом отношении означает "глубокий", недоступный для большинства.
2. Что касается Плотина, то он под диалектикой понимал искусство спора, основанного на формальной логике Аристотеля, где одним из обязательных условий истинности был "принцип исключённого третьего", т.е. чёрно-белая логика, где было всего два ответа - "либо да, либо нет".
Этот принцип исключённого третьего был преодолён в философии Канта, который и завершил формальную логику, как науку, показав границы её применимости.
Задолго до Канта "принцип исключённого третьего" был преодолён в философии дзен-буддизма, но это древневосточное учение было в то время неизвестно европейской философии. Да и в древности дзен-буддизм был эзотерической философией, т.е. тайной, полностью закрытой от непосвящённых.
3. Кант, показав ограниченность формальной логики, поставил под сомнение способность человеческого разума верно судить вопросах, которые лежат за пределами возможности проверить их на практике, которая и есть окончательный критерий истины (есть ли бог, бесконечен ли мир во времени и в пространстве) и т.д.
Т.е. Кант бросил вызов всему научному мышлению вообще, поскольку с этих позиций считал необходимым разделить знание на доступное разуму (наука), и недоступное в принципе, которое может рассматриваться только в категории произвольной веры.
Ответ на этот вызов истинности мышления, как такового, принял Гегель, создав свою диалектическую логику.