тянет как магнит
Три дня - 12, 13 и 14 июля - у подножия сакрального Бугэдын Обоо продлится большое освящение главного Соборного храма Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин» - Цогчен дугана.
Для тех, кто не в теме, это мероприятие, быть может, не совсем и понятно.
Но для многочисленных прихожан этого монастыря, бурятских казаков, воинов СВО, паломников, постоянно приезжающих сюда за целебным аршаном монастыря – это долгожданное священнодействие, событие, практически планетарного масштаба.
Потому что
Бултумурский дацан!
Это чудесный дацан. Священный. Тантрический. Необыкновенный.
Святая святых воинов бурятского казачества.
Надежда из надежд жаждущих исцеления.
Это древнейший дацан. Его основали и построили воины племени табангутов у подножия священной сакральной горы Бугэдын Ово, защитницы воинов.
Нужно знать и помнить, что Главный хранитель Бултумурского дацана и казачьего Бугэдын Обоо – грозный Чойжил Сахюусан.
Это боевой дацан. Название Бултумурского дацана переводится как «булатная сталь». Монастырь изначально является казачьим, все его прихожане были казачьего сословия и несли воинскую службу.
Именно через этот буддийский монастырь проходил Великий чайный путь. Дацан интенсивно развивался, и был самым большим и богатым в России - при нём служило около 700 священнослужителей и хувараков.
Кроме главного храма для всеобщего народного собрания - Цогчен дугана, храмовый комплекс включал ещё 24 малых дуганов-сумэ, посвящённых различным божествам.
Местом силы Бултумурский дацан был изначально.
С момента основания 1729 года люди на конях отовсюду толпами съезжались сюда, чтобы поклониться сакральной Бугэдын Обоо, исцелиться целебной водой аршана дацана, получить благословение у сильных лам.
Как много бурятских казаков этот монастырь спас от неминуемой гибели на полях сражений разных войн. Только за русско-японскую войну 11 казаков из прихода Бултумурского дацана стали георгиевскими кавалерами, а один - полным кавалером всех четырех степеней. Бурятские казаки бесстрашно сражались в войне 1812 года, в Крымской войне 1854-1856 годов. Они прославились в годы Русско-японской войны, Китайского похода 1900-1901 годов и Великой Отечественной войне. А теперь их суровые потомки сражаются на фронтах СВО…
А как много людей исцелилось от хворей волшебной водой аршана Бултумурского дацана и исцеляются по сей день!
Как много слабых духом людей, заполучив благословение Бугэдын Обоо, встали на верный путь жития…
Так в чём же необычайная загадка Бултумурского дацана?
В Бултумурском дацане преподавалась буддийская философия, тантра, медицина, астрология. Процветало кузнечное дело: изготавливались буддийские атрибуты, статуи божеств Буддийская живопись. Работала своя типография, книгопечатание ксилографическим способом осуществлялось на монгольском и тибетском языках. В библиотеке дацана хранился «Ганжур» из 108 томов. Тексты свода «Слов Будды» были начертаны девятью драгоценностями: золотом, серебром, медью, железом, кораллами, жемчугом, перламутром, бирюзой и лазуритом.
Священнослужители Бултумурского дацана были сильны, тантристы, высокообразованные люди.
Настоятель монастыря Шэрээтэ Нэхэтэ лама обладал сиддхами - сверхъестественными способностями. Всё видел, всё предвидел. О нём в народе ходили легенды, а он изо дня в день думал лишь о своём народе.
Именно Шэрээтэ Нэхэтэ лама выпестовал первого бурятского учёного Доржи Банзарова. В 1831 году он из числа хувараков дацана отобрал четырёх наиболее способных ребят в возрасте 8-10 лет, в числе которых был и будущий ученый Доржи Банзаров. Он самолично курировал этих ребят во время их учёбы в Казанском университете.
Мощь Нэхэтын ламы объяснить было невозможно. Большевики были бессильны, так и не смогли арестовать его в период репрессий.
И воскреснут надежды…
Бултумурский дацан, как и многие другие бурятские буддийские монастыри, постигла трагическая судьба.
В страшные 1930-е годы огромный Бултумурский дацан разрушен оскрвернителями-большевиками.
И солнце, казалось, угасло в тот момент, и были порушены все надежды, разбиты в клочья судьбы людей.
Ламы и хувараки казачьего дацана были репрессированы: расстреляны или сосланы в лагеря.
Так был репрессирован габши-лама Дондопов Буда Дондопович, сослан в Красноярск. Лишь в прошлом году его реабилитировали, потомкам удалось найти его следы…
Много, очень много лет обитатели здешних мест, потерянные и неприкаянные, сурово молчали. Молчали и о том, что всё-таки некоторым из них удалось спасти кое-что из драгоценных реликвий Бултумурского дацана, спрятать от бандитов, уберечь от осквернения.
И все эти годы здесь действовал негласный запрет. Ничего нельзя было строить на территории разрушенного монастыря, нельзя было растаскивать руины, ничего нельзя было даже что-либо брать в свои руки.
Здесь орудовали лишь бессовестные чёрные копатели.
- Когда мы только пришли возрождать дацан, пришлось в буквальном смысле выгонять отсюда «чёрных копателей», - рассказывает настоятель дацана Баир Лама. - А побывало их здесь предостаточно, особенно из Западной Европы. На международном сайте «чёрных копателей» Бултумурский дацан находится на третьем месте после сокровищ Карибского моря и Елисейских полей. Пришлось организовать охрану из местных жителей».
Но все эти смутные, тяжёлые годы, народ терпеливо верил и всё молился сакральному хранителю Бугэдын Овоо Чойжил Сахюусану, очень надеялся, что когда-нибудь в прекрасном далёко их родовой дацан всё-таки возродится…
И мольбы их были услышаны. Однажды по поручению своих односельчан глава Убур-Дзокойского сельского поселения, атаман здешнего казачьего общества Баир Александрович Аюшеев собрался и поехал с данным вопросом к Пандито Хамбо Ламе Дамбе Аюшееву в Иволгинский дацан. Попутно он также обратился к властям и к представителям Забайкальского казачьего общества.
Естественно, первым откликнулся Хамбо Лама. Он призвал верующих возродить древний казачий Бултумурский дацан.
Хамбо Лама назначил настоятелем Б дацана назначил уроженца села Усть-Кяхта Баира ламу.
И когда Шэрэтээ Баир лама приехал сюда, здесь вообще ничего не было. Только оглушающая тишина. Только дремучий лес и руины монастыря. И только тихий звон родника дацана с целебной водой…
- Баир лама – это мощной силы духа человек, - подчёркивает один из лидеров народного движения по возрождению Бултумурского дацана Александр Владимирович Буянтуев. – Я глубоко убеждён в том, что случайности далеко не случайны. Хамбо Лама обладает даром ясновидения и ещё одним замечательным даром – он никогда не бросает своих друзей.
И, назначив молодого преподавателя философского факультета Буддийского университета Баир ламу настоятелем нашего родового дацана, Хамбо Лама буквально зрил в корень.
Наш Шэрээтэ Баир лама практически сделал невозможное. Он жил при лучине прямо в палатке, не было электричества, никаких условий. Он ходил пешком сюда через лес, работал и до сих пор работает в режиме «24 на 7».
Он сумел всех нас объединить, таких разных, таких погружённых в бесконечную житейскую суету и быт. Он сумел нас всех вдохновить и сплотить навсегда.
В Кяхтинском и Селенгинском районах, в каждом поселении, где проживают прихожане нашего дацана, он организовал Буддийские общины. И дело пошло, да ещё как!
Да, призыв Хамбо Ламы был услышан. Табангуты, казаки-буряты встали всем миром. И вперёд, урагшаа!
27 апреля 2006 года Хамбо Ламой было принято решение о возрождении Бултумурского дацна, а уже 23 сентября 2006 года состоялась церемония освящения Сахюусан дугана, построенного прихожанами дацана. Люди построили и жилые дома для лам.
Церемонию освящения Сахюусан дугана провели шэрээтэ ламы всех дацанов Буддийской традиционной Сангхи России во главе с Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым. Был проведен традиционный праздник «Эрын гурбан наадан».
В 2013 году при поддержке Сангхи России и правительства Бурятии началось строительство Цогчен дугана на историческом месте по старым архивным схемам, которые сохранили ламы, а в последующем - их дети.
В октябре 2013 года провели линию электропередач из села Дэбэн до Бултумура протяженностью в 13 км.
Верующие, уроженцы этих мест, земляки – все принимают активное участие в строительстве главного храма. Люди собирают финансовые средства всем миром. Каждая семья считает за честь помочь своему родовому дацану.
Цогчен дуган ещё достраивается, но в нём уже каждый день идут службы. Благодаря усилиям жителей сёл Эрдэм, Дэбэн, Ёнхор, Усть-Кяхта, Харьяста, Большой Луг, Субуктуй, Харанхой и Калинишна, г. Кяхта и Кяхтинского и Селенгинского районов, а также земляков в строящемся главном храме древнейшего казачьего дацана совершаются божественные службы о воинах наших, защитниках Отечества.
А со священной горы близ села Субуктуя сегодня взирает на всех великий хан, небесный покровитель защитников Отечества Турухай Табунанг Джаб Эрдэни хаан, вселяя в сердца людей надежду лучезарную. Памятник уже стал народной Меккой, паломники тянутся сюда гурьбой, прося защиты и покровительства для своих ненаглядных, любимых, для мужчин рода своего…
Народная стройка
В первый раз я побывала здесь с атаманом Объединения казаков Бурятии Виктором Гатаповичем Цыреновым и его заместителем, участником боевых действий Бато Александровичем Дансаруновым в далёком 2014 году. Так родилась на свет публикация «Сила Бултумурского дацана», которая до сих пор гуляет по бурятским вайбер-чатам.
Во второй раз, 10 лет спустя, я побывала на Дугжууба хурале Бултумурского дацана нынче в праздник Белого месяца. И не поверила своим глазам. 10 лет назад здесь стоял лишь Сахюсан дуган. А тут предстал огромный, просторный Цогчен дуган – главный храм Бултумурского дацана!
И не счесть было паломников у ритуального очистительного костра Дугжууба хурала. Люди разных национальностей, разных возрастов, воины с СВО, их родные и близкие. И молились люди истово, обращая взоры к всесильной Бугэдын Ово и Турухай Табунанг Джаб Эрдэни хаану…
Еженедельно на субботники в родной Бултумурский дацан отовсюду приезжают люди, чтобы помочь в строительстве своей святыни. Целыми школьными выпусками, классами, семьями, сёлами.
Неделю назад я вновь побывала в Бултумурском дацане.
Ого, такое ощущение, что угодила в самую круговерть большой стройки. Далеко-далеко разносились по лесу звуки топоров, пил, где-то грохотала дрель.
Людей много и они были повсюду. И все казаки, и все табангуты. В тот день, оказывается, приехали на субботник прихожане из поселка Харанхой, сёл Нур-Тухум и Усть-Кяхта. Люди разных национальностей и возрастов, разных профессий дружно трудились плечом к плечу.
Все объекты строящего храмового комплекса распределены по Буддийским общинам Кяхтинского и Селенгинского районов. К примеру, харанхойцы построили Зулын гэр и всемерно ухаживают за его состоянием, за строительство главных ворота монастыря— богдойн-халга — отвечают жители села Усть-Кяхта. Уже возводится мощёная дорожка от главных ворот до крыльца Цогчен-дугана, которую все называют «священный путь».
Прихожане ремонтируют, красят, белят, шпаклюют, цементируют буквально всё: и столовую, и дома священнослужителей, и даже строят новую столовую.
Работы много и она вовсю кипит. А люди, участники этой великой стройки аж светятся от удовольствия, основательны и немногословны, зато излучают ауру такой душевной доброты, что становится необычайно уютно и тепло…
О своём огромном желании всегда помогать дацану поделилась жительница поселка Харанхой Мелентьева Галина Михайловна, которая уже более 40 лет трудится в медицине процедурной медсестрой. Беседуя со мной, она ловко управлялась на кухне дацана, мыла огромные кастрюли, да так чисто, что посуда аж сияла и сверкала в солнечных лучах...
Несмотря на занятость, постоянно приезжают из поселка Харанхой помогать своему родовому дацану машинист экскаватора Окино-Ключевкого разреза Ринчинов Сергей Васильевич и его супруга Светлана Дашиевна, которая трудится там же мастером участка. Тут же рядышком в тот день работал его одноклассник и сослуживец Хиртек Игорь Дамдинжапович, строитель по профессии.
Не отрываясь от работы, шикарной улыбкой меня одарил Буянтуев Андрей Владимирович. Ему 52 года, он железнодорожник, мостовик. И как приятно было наблюдать его за работой, вслушиваться в его негромкую, неторопливую речь…
С малышами сыновьями на субботник прибыл из Улан-Удэ Насыров Дмитрий Наилевич, 43 года, автослесарь центр «Ниссан». Поделился, что его супруга Сафонова Надежда Владимировна, учитель химии на этот раз не смогла приехать, поскольку их старшая дочь Олечка сегодня сдаёт ЕГЭ.
Встретились, познакомились с военным пенсионером, участником боевых действий, табангутом из Кяхты Владиславом Галсановым.
На вопрос «почему принимаете участие в субботнике?», Владислав строго и спокойно ответил: «Это мой родовой дацан, чувство долга. Сделаем всё, что надо».
Хочу сразу отметить, что главный храм Бултумурского дацана будет выглядеть шикарно, особой изюминкой внутреннего убранства станут яркие, огромные драконы, обвивающие столпы храма. Их сейчас вытачивают молодой Радна лама, рядовой казак Базаров Александр Алексеевич, а также дядя Чоймпэл ламы - Доржиев Анатолий Бато-Очирович, инженер-механик по образованию. Анатолий живет в Усть-Кяхте, но принял решение сейчас тут жить, трудиться здесь до упора, пока Цогчен дуган не засияет во всей своей красе…
Изумили представительницы прекрасного пола, задорные казачки-табангутки. Их было невозможно отвлечь от работы, еле уговорили сфотографироваться всей гурьбой.
- Хочется, чтобы всё-всё было красиво и конкретно, - поделились девчата. Вот так с очаровательными улыбками и шутками красавицы-табангутки и красили, и белили, и штукатурили, и готовили вкусный обед для всей трудовой народной общины…
Вожаки из народа
Сразу очаровал Михалыч, так все его здесь зовут. Сунграпов Пурбо Аюшеевич. Само обаяние. Улыбка до ушей. Он всё умеет делать, с каждым найдёт общий язык. С ним так легко и просто, будто я его знаю тысячу лет подряд.
В возрождении Бултумурского дацана Михалыч участвует с самого начала, с первого дня.
- Для нас всех это большое, огромное событие, - поделился мыслями Михалыч. - Понимаете, в наших сегодняшних реалиях возрождение разрушенного Бултумурского дацана приобрёло новые смыслы. Мы должны быть начеку. Ведь храмы рушат по одному сценарию. Одних испытания отбрасывают друг от друга в разные стороны, а других связывают еще крепче, что и произошло с нами, табангутами… Надо вечно хранить верность. Своей вере, своему родовому дацану, верность слову, обязательствам, другим, себе самому. Надо быть из тех людей, которые никогда не подводят.
Его друг и соратник, руководитель оргкомитета в деле возрождения родового дацана и возведении памятника покровителю воинов Турухай Табунанг Джаб Эрдени хаану, потомственный казак Буянтуев Александр Владимирович добавил: «Для всех нас возрождение дацана — ещё одно напоминание и подтверждение тому, что наше дело важно как никогда. Именно сейчас тут, настоящие весы для нашей веры. И потому все мы сейчас здесь, чтобы возродить дацан, чтобы наш главный храм стоял твёрдо».
Тронул до глубины души личный подвиг казака из Нур-Тухума Анастаса Вампилова. Он сварщик по специальности, в Бултумурском дацане служили его предки. Поэтому казачий сотник Анастас Викторович не пропускает субботники в дацане. Вместе с одноклассниками он обустроил спуск к священному источнику, построил славную беседку.
А главное, Анастас взял личную ответственность за благоустройство и водружение Мани Чулуу – древней каменной плиты, исполняющей людские желания и мечты. На сакральной плите выгравирована пиктограмма «Ом Мани Бадмэ Хум».
- А ведь эта плита, несмотря на разрушения, была всё же найдена ламами, несмотря ни что, сохранилась и пиктограмма, - рассказывает Анастас, шурясь на солнце и шевеля своими шикарными усами, - Капитально сделаем, чтобы людям было удобней подойти к священной плите. Народу ведь очень много бывает, потому что плита работает, исполняет желания.
Сила настоятеля дацана
Это необычайной доброты человек, чистый, цельный, очень скромный. Шэрээтэ (настоятель) Бултумурского дацана Баир лама Батоцыренов полностью всего себя отдает людям. И люди тянутся к нему, как цветочки к солнышку, всем существом ощущая его сострадательность и доброту.
Примечательный факт. Нынче во время Дугжууба хурала Баир лама напомнил прихожанам об опасности телефонных мошенников, затем ламами Бултумурского дацана был совершен особый тантрический обряд.
Сам Шэрээтэ Баира лама – потомственный казак. Является духовным лидером, ламой казаков-буддистов. Он был делегирован Буддийской традиционной Сангхой Росси на Первый республиканский фестиваль казачьей культуры, где вместе с православными и старообрядческими священниками принимал участие в освящении праздника.
В марте 2008 года, после выхода Указа о реабилитации репрессированных народов, на площади города Гусиноозерск, Шэрээтэ лама Бултумурского дацана первым в России принял присягу казаков-буддистов и благословил селенгинцев на возрождение казачества.
Бултумурский дацан возрождается, строится, очень много работы впереди. На нужды дацана в рамках уникального проекта Буддийской традиционной Сангхи России «Социальная отара» Бултумурскому дацану были переданы 90 овец.
Но священнослужители Бултумурского дацана в предверии Сагаалхи приняли решение — передать эти 90 овец семьям земляков-участников СВО, проживающим в улусах Убур-Дзокой, Дэбэн и Енхор, а также живущим за их пределами.
- Сейчас люди очень нуждаются в помощи, надо им помогать, во что бы то ни стало, - подчеркивает Баир лама.
Именно по инициативе Шэрээтэ Бултумурского дацана Баир ламы был установлен памятник прославленному воину, небесному покровителю защитников Отечества Турухай Табунанг Джаб Эрдэни хаану.
- Наш Шэрээтэ Баир лама реально мощной силы духа человек, - вновь подчеркнул председатель оргкомитета по строительству Цогчен дугана Александр Буянтуев. – В нём самом столько света, что окружающий мир от него озаряется.
Сейчас Баир лама настаивает на том, чтобы подношения божествам, хозяевам местности проводились настоящим молоком, от коровы. А не химией из тетрапакетов.
Настоятель нашего дацана во всём проповедует здоровый образ, трезвый образ жизни. За трезвые мысли, трезвые проекты, трезвые планы, за трезвость и здравомыслием во всём, и в поступках, и мыслях.
Всего в Бултумурском дацане трудятся шесть дипломированных служителей и один студент буддийского университета. Люди очень скромные, цельные. К примеру, Буда лама - многодетный отец, занимается скотоводством, недавно в рамках социального проекта Сангха Россия поручила ему яков.
- Вот так на нашу табангутскую землю ступили копыта яков!, - делится Александр Буянтуев.
И будет освящение главного храма!
- У нас в июле состоится полный, глобальный равнай главного храма Бултумурского дацан, - подчеркивает Александр Буянтуев. - Три дня продлится этот историческое событие. Это будут очень богатые на смыслы дни.
Примечательно, что освящение главного храма состоится в юбилейный год. Ровно 260 лет назад, в 1764 году, указом Екатерины II в России утвержден институт Пандито Хамбо лам. Указ стал официальным признанием буддизма в Российской империи.
У нас будет очень много гостей отовсюду. Будут развёрнуты белоснежные юрты, 13 июля состоятся поклонение Главному хранителю Бултумурского даана и Бугэдын Обоо – Чойжил Сахюсану, а также Жинсрег хурал. 14 июля развернётся действо Эрын гурбан Наадан, пройдут и состязания по разбиванию хребтовой кости.
И будет торжество возрождения древнего загадочного Бултумурского дацана. И его сейчас возродил сам народ. И тысячи людей придут сюда с молитвой. И это и есть наше святое.
Непостижимые табангуты
Бултумурский дацан уникален ещё тем, что здесь проводится сложный, древний обряд жертвоприношения огню «Харын зугэй», что в переводе с бурятского (селенгинского диалекта) означает – «чёрная вера». Корни данного обряда уходят к древней религии монголов.
Табангуты – воинственное племя, веками поклоняются своему Бурхан Тенгри, двуликому божеству. Это воитель на коне, второй лик – божество милосердия.
Для каждого табангута обязательно поклонения Харын зугэй, Дамдин Дорлиг и Даян Дэрхи Бурхан.
- Помню, что дед Аюша и дядя Василий Лыкшитов раньше брызгали «Харын зугэй» в нашем краю, все ходили к ним. А потом некому стало совершать магический ритуал, - делится Александр Буянтуев.
Но пришёл день и час когда с позволения Хамбо Ламы ответственность за «Харын зугэй» взял на себя Шэрээтэ Бултумурского дацана Баир лама.
Подношение через огонь Харын зугэй – это мгновенная помощь, практико-ориентированный, жёсткий, силовой, тантрический приём.
Нужно знать, что водка категорически запрещена в качестве жертвоприношения, её заменяет крепкий настой чая. Мясо, обязательное для ритуала, желательно покупать, а не самому забивать животное для жертвоприношения. Употребление спиртного после проведения ритуала также категорически не приветствуется.
- И жители села Дырестуй Джидинского района постоянно приезжают к нам в дацан, чтобы брызгать «хара зугэй». Это нужно нам делать, потому что особенно по женской части «догоняет», - подчеркивает Александр Буянтуев. - В Усть-Кяхте обряд жертвоприношения огню проводят в октябре-ноябре перед молебном, посвящённом Чойжил Сахюусану.
Напомним, что монголоязычные народы оказывают огню большое уважение. Считают его источником и символом чистоты. Ему приписывается магическое очистительное воздействие.
Огонь отнимает у человека возможность совершить что-нибудь злое.
Нельзя вонзать в огонь нож.
Нельзя бросать в огонь мусор, тряпки, луковую шелуху, волосы.
Нельзя давать огонь очага в другую юрту или дом.
Чудо Бултумурского дацана
- Дацан находится на территории нашего поселения, - рассказывает патриот родного края, житель села Нур-Тухум Виктор Владимирович Бизьяев, - Как-то приехав к Шэрээтэ (настоятелю) дацана Баиру ламе, я застал у него на приеме двух русских женщин. По этическим соображениям не буду называть их имен, но, скажу что это очень известные дамы. Одна из них, супруга руководителя крупного предприятия, была очень откровенна, чистосердечна, а в глазах её читались огромнейшая благодарность и почитание.
Она призналась, что благодаря силе Бултумурского дацана излечилась от онкологического заболевания. Вот что она рассказала. Заболела тяжело, в Иркутске подтвердили диагноз врачей, сказали, что жить осталось максимум полгода. Вернулась домой, и в одну из ночей ей приснился сон, что она едет по федеральной трассе в сторону Кяхты, проезжает примерно 162-163 км, затем вдруг отворачивает направо, едет через лес. Едет-едет, сама не понимая куда. Вдруг открывается картина – строящийся дацан, субурганы, какие-то священные камни. Подъезжает, идёт по часовой стрелке, молится, молится, молится и выходит к роднику. Пьет и пьёт родниковую водицу и чувствует себя такой счастливо и совершенно здоровой.
И всё сбылось. Хотя она сама не здешняя (приехала с мужем в Бурятию по контракту), женщина отыскала-таки Бултумурский дацан, стала часто ездить, молиться, пить целебную воду, помогать дацану. И чудо случилось. Когда она в очередной раз поехала в Иркутск сдавать анализы, врачи развели руками – онкологии нет, и будто, и не бывало.
Кстати, вещие сны об этом храме снятся многим. В интернете опубликованы подобные случаи. Почему людям снятся эти вещие сны – одна из тайн Бултумурского дацана.
Вторая из женщин – супруга одного из высокопоставленных чиновников республики, сейчас частенько наведывается в дацан, молится, набирает воду в роднике и прямым ходом - в аэропорт «Байкал», отправляет чудо-воду в Москву детям. Примечательно, что обе женщины много помогают в восстановлении дацана.
Волшебная вода волшебного дацана!
Случаев чудесного исцеления водой Бултумурского дацана действительно много.
В ходе своей недавней поездки в Бултумурский дацан я встретила очаровательную семейную пару. Они приехали за своей волшебной водой.
Именно так и сказала мне эта женщина с глазами, полными нежности. Она наблюдала, как её муж набирает эту самую волшебную воду.
- 8 лет назад у мужа обнаружили онкологию. И совершенно случайно, хотя я теперь точно знаю, что случайности не случайны, я тогда встретила Шэрээтэ ламу Бултумурского дацана Баир ламу. И он рассказал о целительной воде аршана. И мы приехали, стали пить эту воду, и о Бурхан, мой муж вылечился. Такое счастье, такая радость! Мы боготворим Баир ламу, мы благоговеем перед святостью Бултумурского дацана, - поделилась эта женщина.
Я думаю, что волшебство воды аршана кроется в силе Бултумурского дацана. Потому что внутри каждого человека есть дремлющие силы. А дацан пробуждает в нём эти силы, которые способны удивить его самого.
Да, волшебство есть в нашей жизни, и не для понимания, а просто, чтобы быть…
Целебную воду Бултумурского аршана можно просто пить, варить из неё чай, супы и так далее. Волшебная потому что!
Жаль только, что власти так и не провели сюда мобильную связь.
В Бултумурском дацане связи нет. А ведь многие паломники здесь живут месяцами, лечась волшебной водой аршана. И испытывают трудности, оставшись без связи с родными. А ведь так хочется им позвонить своим любимым людям…
А пока паломники, с молитвами и верой пьют чудодейственную воду, и крепнут их надежды в ожидании нового свитка сверкающего утра.
И придёт рассвет, и миру улыбнётся…
Автор Дара Анжилова, 2024 г.
Справка:
Монастырь «Дамчой Равжалин» находится на южном склоне священной горы Бугэдын Обоо в живописной местности Бултумурского целебного источника между селами Нур-Тухум Селенгинского района и Усть-Кяхта Кяхтинского района.
Согласно летописи «Бишихэн записки» Бултумурский дацан, один из самых крупных дацанов Российской империи, основан в 1729 году.
12 этого года состоится освящение главного храма Бултумурского дацана. От сердца к сердцу идёт благая весть. Идет огромная работа, всем миром прихожане дивного дацана достраивают главный храм и благоустраивают территорию дацана.
И если у вас есть большое желание принять участие в этом благом деле, вашему душевному, чистому порыву здесь всегда будут рады.
Для оказания помощи Бултумурскому дацану средства можно перечислять по контакту 8-983-534-77-35 Сбербанк Баир Владимирович
Советы мирянам:
1) Случайности не случайны. Если вам суждено здесь побывать, вы самым неизъяснимым образом будете здесь.
2) В Бултумурском дацане не брызгают водкой (запрещено даже сюда привозить алкоголь). Брызгают крепким черным чаем без гущины и молоком, даллага (подношение в виде сладостей, белой пищи) обязательно.
3) Хуралы (службы) проводятся каждый день.
4) На священную гору Бугэдын Ово разрешено подниматься только мужчинам.
5) Бултумурский дацан – идеальное место для ретрита.
В теплое время года можно приехать с палатками, поклониться святыням, лечиться волшебной водой дацана.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев