Как в Сургуте появились раскольники и чем запомнились опасные сидельцы.
В числе сосланных в сибирский городок Сургут в 17 веке были раскольники, или старообрядцы. Православных, не принявших реформу патриарха Никона, тот отлучил от церкви и ссылал в Сибирь, на север. Гонения старообрядцы считали свидетельством конца света. Увлекаемые проповедью расколоучителей посадские люди, крестьяне, бежали в глухие леса, на южные окраины, за границу, основывали общины.
С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами старообрядцев. Раскольники участвовали в стрелецких бунтах, совершали нападения на монастыри, церкви. Страшным последствием раскола стали «гари» – массовые самосожжения. Есть данные, что в гарях с 1676 года по 1685-й погибло около 20 тысяч человек.
В Сургуте в 1678-1687 годах содержались в земляной яме-тюрьме трое особо опасных раскольников из Тары и Тюмени: конный казак Сенька Ефтин, сын боярский Ивашка Байгачев и посадский человек Ивашка Мороз. В 1688 году их казнили: «Да в Тоболску же Иоанна Морозова с товарыщи сожгли и иных многих замучили», сообщал инок Авраамий Венгерский.
В сургутском заключении узники активно проповедовали. В 1685 году Онофрейко Максимов, зачинщик протеста в Якутске, показал, что «учился расколу в Сургуте у сидящих в земляной тюрьме раскольников».
Проявились сургутские сидельцы и во время Тарского бунта 1722 года. Среди организаторов Тегенской «гари», в которой погибло более 300 человек, были братья Ивашки Мороза. В розыске нашли «грамотки» и другого сургутского сидельца – Ивана Байгачева.
#Сургут430
#живыеистории
#430летразвития
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев