Елена Сафонова и зимняя вишня.
Для миллионов зрителей она прежде всего — «Зимняя вишня». С тех пор прошло четверть века, но главная героиня словно та ягода во льду — всё так же хороша и свежа. В одном из спектаклей Сафонова два часа порхает по сцене на 12-сантиметровых шпильках, при этом ещё и танцует. А уж когда в финале сбрасывает с себя одежду и остаётся в чёрном бикини, зал восхищённо взрывается аплодисментами. Как ей удаётся обмануть время? Возможно, всё дело в жизненном принципе: «Много спать и никому не завидовать».
Как эта часта бывает, звёздную роль Елена Сафонова получила совершенно случайно.
Сниматься должна была Наталья Андрейченко. Но у той разгорелся бурный роман с будущим мужем, режиссёром Максимилианом Шеллом. И в Выборг, где проходили съёмки картины, она не приехала. Вся в любовных страстях и переживаниях она попросту о них… забыла. Пришлось срочно вызывать на пробы Лену.
«Она не ожидала, что я её приглашу, -вспоминает режиссёр «Зимней вишни» Игорь Масленников. — Была уставшая, замотанная. .. Но история, описанная в сценарии, очень органично легла на её характер». Главная героиня картины Ольга была словно списана с самой Елены Сафоновой.
«И у меня были романы и с женатыми и неженатыми мужчинами. Затяжными, правда, они не были: зачем женатому уходить от жены и жить со мной, если я сама не была уверена, что хочу и могу с ним жить ? Мужчины в некотором смысле невероятно одинаковые. Только лица разные.., и одних мы любим, а других. ..» На тот момент у неё уже был опыт неудачного брака, родился сын Ваня, но с мужем они всё-таки расстались. Может, поэтому глубоко личные переживания Елены, выплеснутые на экран, кардинальным образом изменили тональность фильма, он стал более лиричным, драматичным, а «её» Ольга стала едва ли не собирательным образом современной женщины середины 80-х: красивой, умной, интеллигентной, чуть за 30 и, увы, одинокой, но не теряющей надежды на личное счастье. «Под Сафонову» пришлось менять и главного героя (в паре с Андрейченко должен был играть Сергей Шакуров). Масленников позвал на помощь Виталия Соломина, и блестящий актёрский дуэт сложился.
Разумеется, тогда Лена и представить себе не могла, что «бренд» «Зимняя вишня» срастётся с ней накрепко. Где бы она ни появлялась, на какие бы встречи со зрителями ни приходила, её везде ассоциировали с этой ролью. Но были в этой истории и очевидные плюсы — её заметили, признали именитые режиссёры и наперебой приглашали сниматься. А в салонах красоты выстроились очереди из желающих сделать стрижку под «мальчика», - как у Ольги.
Как вы думаете, кем мечтает стать девочка, у которой папа — известный на всю страну актёр Всеволод Сафонов, а мама, Валерия Рублёва, — режиссёр «Мосфильма»? Для которой Леонов и Папанов — просто папины друзья, дядя Женя и дядя Толя?
Семья Сафоновых жила неподалёку от киностудии, так что гуляя, Лена через окно могла наблюдать как, например, гримируется Евстигнеев. Она хулиганила и бросала в окно снежки, а тот в ответ шутливо грозил ей пальцем. В общем, творческая атмосфера, царившая в доме и вокруг, «выбора» Елене не оставила. «Я всегда знала, что буду актрисой. Да я ничего другого и не умею, разве что готовить», — чистосердечно признаётся Сафонова.
В институт кинематографии она поступила не сразу, хотя за плечами уже был определённый опыт — съёмки в двух фильмах. Правда, проучилась студентка Сафонова во ВГИКе недолго. Со второго курса руководство института её «попросило».
«Благодаря воспитанию моих родителей я всегда говорила и думала то, что считаю нужным. И это не бунтарство, апозицияува-жающего себя человека. Во всяком случае я бы хотела себя уважать». Именно исходя из этих убеждений Сафонова не перестала дружить с приятелем-диссидентом, даже когда тот эмигрировал в Америку.
Такой верности дружбе ей не простили и не поняли. Учёбу Сафонова продолжила уже не в Москве, а в Ленинграде, что, впрочем, никоим образом на её актёрском даровании не отразилось.
Странным образом жизнь Елены Сафоновой продолжала развиваться по сценарию «Зимней вишни». Роман с заморским принцем у неё случился в Париже. После выхода в прокат фильма Никиты Михалкова «Очи чёрные», где Елена Сафонова снялась в паре с итальянской «звездой» Марчелло Мастроянни, о ней заговорили как об актрисе европейского уровня и пригласили на съёмки фильма «Аккомпаниаторша». Довольно известный французский актёр Самюэль Лабард был её партнёром.
«По сюжету мы должны были с Самюэлем играть любовь. Он видел меня в фильме Михалкова. Сказал, что был потрясён. А на вечеринке никак не мог поверить, что это я и есть, боялся ко мне приблизиться. А когда я увидела, что во время разговора со мной у него дрожит бокал в руке, мне стало смешно, хотя и было приятно. Я стала подшучивать над ним. А закончилось всё признанием в любви. Наш роман был стремительным».
Не менее стремительным было решение уехать к любимому во Францию. Это вполне в духе такой особенной женщины — «любить так любить». Ради Самюэля Елена в одночасье оставила сложившуюся карьеру, дом, близких. Начался французский этап жизни актрисы Елены Сафоновой, поначалу очень счастливый.
Не зря говорят — талантливый человек талантлив во всём. От себя добавим — и везде. В Париже Лена оказалась столь же востребована, как и на Родине. Фильмы и спектакли с её участием получали благосклонные отзывы прессы. Удачно складывающаяся карьера не стала помехой в рождении сына. У Вани появился младший брат, его назвали красивым русским именем Александр. Но, как это часто бывает, в личной жизни наметились большие проблемы. Счастливый брак начал трещать по швам. Самюэлю надоела жизнь Лены на два дома, его вдруг перестали радовать успехи жены. К тому же он начал жутко ревновать, хоть и не имел на это абсолютно никаких оснований. А болезненная подозрительность всегда мешает развитию отношений между мужчиной и женщиной. И однажды муж поставил условие: или дом, или кино.
Первым желанием Лены было отказаться от актёрской карьеры, сидеть дома и воспитывать детей. Актриса долго думала и приняла непростое решение.
Она поступила вполне в духе своих героинь: рассталась с мужем и вернулась со старшим сыном в Россию. Младшего ей не отдали. По французским законам Александр до совершеннолетия не может покинуть Францию. Это её боль, но она с ней справилась. Сильная женщина? Пожалуй… Лена часто бывает в Париже, там живёт её младший, живёт с родным папой, что утешает его маму, среди родных людей, которые его любят. «Конфликт между мной и мужем сына не должен касаться, — полагает Елена Сафонова.
Я очень, очень скучала по Москве, по России. Мне кажется совершенно чуждым французский менталитет. Французы в отличие от нас удивительно законопослушные люди. Русские — широкая душа, необязательность во всём, щедрость, близкая к расточительству… Я не люблю подчиняться обстоятельствам. Сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение независимой женщины. Когда я работаю, то работаю, отрешаюсь от всего, азартный я человек — включаюсь, и это становится самым интересным».
Елена Сафонова — одна из немногих актрис, которая в равной степени известна и в России, и в Европе. Но сама Елена от звёздного статуса открещивается изо всех сип. «Жизнь звезды мне незнакома. Не потому, что я выше этого. У нас, к сожалению, не предусмотрена лёгкая изящная жизнь. А это обязательно входит в понятие звезды».
Слышать такое от актрисы, в багаже которой «Очи чёрные», «Аккомпаниаторша», «Вольный перевод», которую узнают в Каннах и Берлине «О, это рашн стар», удивительно. Но в Сафоновой и правда нет ни капли ни напускной, ни заслуженной звёздности. Актриса такого уровня соглашается играть за символические деньги у малоизвестных начинающих режиссёров, если понимает, что дело того стоит. «Нельзя думать только о деньгах, и вообще надо пореже о них думать, — считает Сафонова. — Я человек небогатый и к богатству особо не стремлюсь. Хочу только, чтобы мне было интересно жить, чтобы меня окружали те люди, с которыми мне приятно.общаться». Она даже одевается так, как видит себя. Главным считает в одежде удобство, а не меха и бриллианты. Разве что для косметики делает исключение, предпочитает только французскую. Живёт в скромной двухкомнатной квартирке, «разбавляет» профессию катанием на роликах («Недавно увидела, что в Москве даже старики на них катаются, и Я помчалась покупать как сумасшедшая»), любит посиделки с приятельницами на кухне, а стресс снимает не в дорогих СПА-салонах, а за рулём собственного авто: «Люблю машину водить, от этого получаю удовольствие».
Её принцип «В жизни позволено всё, кроме подлости» достоин не только уважения, но и огромной любви, которая непременно ещё постучится в дом, где живёт «Зимняя вишня».
Нет комментариев