Анекдот:
Шестилетнюю девочку мама приводит в школу. Школьный директор интересуется у неё, сколько времён года она знает.
Девочка на мгновение задумывается — и уверенно отвечает:
— Шесть!
Директор пытается тактично ей намекнуть:
— А если ещё немного подумать?
Девочка снова задумывается — и говорит:
— Честное слово, больше не ногу вспомнить… Шесть!..
Директор выразительно смотрит на смутившуюся мать девочки, покашливает и отправляет их на минуточку в коридор…
Там мама возмущенно спрашивает дочку:
— Ну, Света, ты чего?!
— Мама, мама… — со слезами на глазах отвечает дочка, — я и правда не помню больше никаких «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!..
Мама:
— Света! А как же Десятников, а Кейдж!?
___________________________________
Сколько на самом деле "Времён года"
Итак, в хронологическом порядке «Времена года» сочинили:
1725 год – Антонио Вивальди. Цикл из четырёх концертов для солирующей скрипки с оркестром.
1801 год – Йозеф Гайдн. Оратория в четырёх частях.
1876 год – Пётр Ильич Чайковский. Фортепианный цикл из двенадцати характеристических картин.
1900 год – Александр Константинович Глазунов. Аллегорический балет.
(Картина - Исаак Левитан. Весна. Большая вода)
1947 года - Джон Кейдж. Одноактный балет.
1961 год – Феликс Маркович Янов-Яновский. Четыре миниатюры для голоса и фортепиано на стихи Мацуо Басё.
1965 – 1970 – Астор Пьяццолла. Цикл из четырёх танго.
1969 год – Валерий Александрович Гаврилин. Вокальный цикл для голоса и фортепиано.
1991 год – Мустафо Бафоев. Симфонический цикл.
2009 год – Хабибулла Рахимов. Четырёхчастный цикл для большого оркестра народных инструментов.
2013 год – Владимир Иванович Мартынов. Балет.
Вячеслав Александрович Овчинников. Оратория для хора, симфонического оркестра и солистов. К сожалению, год создания оратории найти не удалось.
Сознательно исключил из списка сочинения Леонида Десятникова и Жака Лусье. Это транскрипции, а потому вторичны априори, несмотря на несомненный талант интерпретаторов. В качестве оффтопа: единственная транскрипция, стоящая на уровне оригинала – это «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Но вернёмся к нашим сезонам.
Тематически подходят под обозначенную тему ещё минимум три произведения для фортепиано соло. Это, во-первых, двенадцать характеристических пьес Les Mois («Месяцы») французского композитора Шарля Алькана, написанные им в 1838 году, Между прочим, довольно симпатичные!
Во-вторых, цикл из опять таки двенадцати характеристических пьес «Календарь природы» советского композитора Люциана Абрамовича Пригожина. Сочинение датируется 1962 годом.
В-третьих, цикл из четырнадцати пьес «Домик в Клину» современного уральского композитора Игоря Алексеевича Парфёнова. Двенадцать пьес посвящены временам года, а две «протягивают музыкальную нить из прошлого в будущее». Привет Чайковскому.
И, в-четвёртых, смотрите комментарии ... Там читатели канала привели ещё несколько примеров.
А не пора ли остановиться? Подвести итог. Больше десятка произведений так или иначе связанных с временами года мы насчитали путём нехитрого поиска в русскоязычном интернете. Уверен, что композиторы из других стран не обошли вниманием этот неиссякаемый источник вдохновения. Ну а если перестать гоняться за количеством и обратиться к качеству?
Будем честны перед Музыкой. «Времён года» как и времён года пока только ЧЕТЫРЕ.
Это проверено временем. Только сочинения Вивальди, Гайдна, Чайковского и Глазунова на сегодняшний день могут полноправно считаться классикой жанра. Остальным надо ещё «постараться», чтобы выйти за рамки анекдота.
Слушаем транскрипцию Леонида Аркадьевича Десятникова на осенние темы Антонио Вивальди и Астора Пьяццоллы. Осень она и в Южной Америке - осень.
Это кружится октябрь,
Это жуть
Подобралась на когтях
К этажу.
И только маримбе почему-то весело.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df0f5b65d6c4b00af860efa/skolko-na-samom-dele-vremen-goda-5dfc3160bd639600aeb25f00 #временагода
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев