Хокинг)
Эксперимент Д. Стреттона подтвердил активность восприятия у homo sapiens.
У восприятия нет специальных рецепторов. Оно отражает форму, скорость и подобные параметры объектов. К моменту рождения homo sapiens имеет эффективно работающие для этого органы чувств.
Недостаток сенсорных стимулов препятствует развитию восприятия, а в условиях эксперимента приводит к психотическим расстройствам.
Образ представления наиболее сложный вид образной памяти (А.Р. Лурия). Для него необходим предыдущий опыт восприятия. Сам же является результатом интеллектуальной переработки впечатления. Объём внимания составляет от 3 до 6 простых впечатлений, которые воспринимаются ясно и отчётливо. Восприятие с мышлением объединяет активность субъекта.
Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс. Он был описан И.П. Павловым. Выявлены и индивидуальные различия при его возникновении по слагаемым его компонентам. П.К. Анохин пришёл к выводу о зависимости эффекта ориентировочного рефлекса от опыта и от зафиксированных в памяти доминант.
Ориентировочный рефлекс стал первым этапом в формировании исследовательского поведения.
Положен в основу развития волевой деятельности. Внимание постепенно приобретало избирательный характер, требующий активности от субъекта.
Исследовательская потребность обеспечивает более адаптивное поведение и более точное прогнозирование событий (В.А. Дубынин).
Потребности выступают элементами влечения (Л. Сонди).
Существование влечения Я является доказанным. Оно полностью соответсвует физиологическому и психопатологическому критериям. Кататонические и параноидные формы шизофрении объясняются экстремально-патологическими формами функций влечения Я. Экспериментально выявлено отношение Сферы Я к сексуальным, пароксизмальным и контактным влечениям (Л. Сонди).
З. Фрейду принадлежит высказывание, что человечество за весь период своего существования перенесло три основных унижения: открытие Галилея, Дарвина и его собственное, которое проложило путь генетическим исследованиям. В письме к другу Флиссу он делился и мнением, что память закладывается не единожды, а на протяжении ряда эпизодов её востребования.
Обнаружилась возможность в этом экспериментально убедиться. Реактивация памяти делает её чувствительной к разрушению (Литвин, Анохин).
Развитие не останавливается в мозге ( Brain ). Оно контролируется психологическими факторами (К.В. Анохин).
Слабоинтегрированное Я может проявляться плохим самопониманием, неустойчивой самооценкой и сниженным самоконтролем. При дезинтеграции Я возможны абсансы, сумеречные состояния сознания (Conscience) - (Л.Н. Собчик).
Под дезинтеграцией понимается полный отказ Я от защитной активности по отношению к влечениям и опасностям мира. Часто имеет преходящую природу (Л. Сонди).
Р.У. Пейн была выявлена зависимость особенностей восприятия и мышления при разных формах шизофрении от степени корковой возбудимости.
Экспериментально многократно подтверждалась зависимость между уровнем психической активности и особенностями восприятия и мышления.
Даже великий математический биолог Джон Б.С. Холдейн заметил, что "в тех двух случаях, когда я вытаскивал из воды с минимальнейшим риском для себя людей, которые могли утонуть, у меня не было никакого времени на подобные вычисления" (Р. Докинз).
Анализ показал, что самокритичность и совесть, оказываясь бессознательными, обусловливают важнейшие поступки (З.Фрейд).
Волевая деятельность сводится к способности к планомерной и организованной деятельности, которая направлена на достижение сознательных целей. Волевая активность присуща только человеку. Поведение других организмов регулируется инстинктами. Только у некоторых смещается на научение.
Инстинкты у человека сохранили динамизирующее значение, однако они не могут направлять и контролировать эффективность его поведения (К. Обуховский). Этот процесс управляется соответствующими структурами мозга (Brain).
Инстинктивное в сфере Я проявляется и в мероприятиях Я, к которым оно прибегает для защиты от сильных раздражителей.
Известны нарушения волевой деятельности. Это расстройства активности, влечений, мотивации и психомоторные.
Сфера Я учитывает влияние внешнего мира на влечения и на свои собственные намерения. В основу ставит принцип реальности.
Под расширением сферы Я понимается состояние вдохновения, с преобладанием мотивации достижения успеха, когда субъект стремится расширить границы своего существования.
Психодиагностическими методами выявили активность функции расширения к 3-4 годам. В более раннем возрасте её наличие теоретически допускается. Пика достигает в периоды с 7 до 8 лет и с 21 до 30 лет (Ступени развития Я; Л.Сонди). Начиная с 71-летнего возраста субъектов психодиагностически такое влечение не было обнаружено (1947 год).
Когнитивные функции, составляющие Сферу Я, потребовали волевой деятельности от субъекта. После периода партиципации с родителем, внимание, восприятие и мышление стали не только востребованными, но и уязвимыми к нарушениям.
Моделировать невозможно: не всё в мозгу-вычисления (Р. Пенроуз). Связывается это со стадией понимания. В организованной деятельности присутствует волевая составляющая. От избирательного внимания к восприятию, которое задействует память. Возможность категоризовать восприятие формируется к 1-летнему возрасту. До 4-5 лет восприятие отличается плохим определением формы. В среднем у восприятия должна быть способность к целостности, распознаванию формы, комбинаторности и возможной оригинальности. Восприятие является синтезом чувственного и рационального познаний. После восприятия складывается образ представления-наиболее сложный вид образной памяти. Он отражает итог интеллектуальной переработки впечатления, имея предыдущий опыт восприятия. Субъективен.
Эксперименты выявили вариативность способов восприятия. Опора на энграммы памяти требует меньшей психической активности от субъекта. Для их модификации необходима функция мышления.
Расширение Сферы Я регулируется оценивающей функцией. Она гарантирует самосохранение персоны посредством адаптации к реальности.
Характерная особенность интеллектуального поведения человека, в отличие от ориентировочно-интеллектуальной деятельности животных, входящей в состав всякого поведения, заключается в том, что она становится самостоятельной деятельностью, предшествующей поведению, создающей для него основу (А.Р. Лурия). Мышление подразумевает отношение и оценивание.
Свободы воли, в её полном смысле, не существует.
Продолжение следует...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев