За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна.
Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись:
«Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли!» Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика.
«Я простой купец из Парижа, – сказал он, – но люблю музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он
Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому. Вильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».
До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини».
21 августа 1698г. в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери родился Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (по прозвищу дель Джезу) будущий великий скрипичный мастер. Он являлся внуком Андреа Гварнери и младшим сыном Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери. О жизни Гварнери дель Джезу мало что известно. Он прожил всего 46 лет и подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”.
С самого детства по семейной традиции он обучался мастерству изготовления скрипок. Обучением с ним занимался его отец, в честь которого ему было дано одно из имен – Джузеппе Гварнери. В тоже время отца обучал его отец Андреа Гварнери, которого учил внук Андреа Амати. Джузеппе нравилась семейная работа. Он был упрямым и настойчивым, из-за чего в семье говорили, что он фанатик. Джузеппе не старался в точности копировать по форме и звуку скрипки отца. К 23 годам он изобрел свой собственный вид скрипки, рассчитанный на игру в большом зале. Он изготавливал также гитары и многие другие инструменты, но самой дорогой оставалась скрипка.
Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Они и звучат по-другому - ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно.
Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери - инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Никколо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается даже в самых акустически сложных точках зрительного зала. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в XIX веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее прежде всего смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая - из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. А для Джузеппе Гварнери это было естественно.
Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке - «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он умер в нищете в 46 лет. Трудно пришлось и его скрипкам. Из-за внешнего вида их не раз пытались переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около ста тридцати скрипок работы Гварнери. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми.
Скрипкам Гварнери завидовал сам Антонио Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука.
Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же зависть не оставляла его до конца дней.
Однако Гварнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу только после смерти.
В наши дни скрипка по имени «Канноне» - Пушка по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.
В мае 1999 года Канноне привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.
Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, — это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал — точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»
Вадим Репин в одном из интервью так ответил на вопрос о впечатлениях от игры на скрипках Страдивари и Гварнери.
«…С одной стороны, Страдивари - это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».
Ирония судьбы – безвестный нищий Гварнери стал после смерти славен и несметно богат.
Кому ты, Гварнери, подаришь кусочек души,
Рождённый сегодня? В тягучем изгиба томленье
Таят обечайки немое надрывное пенье
Отчаянной жизни. И ты заклинаешь: «Дыши!»
В чьи властные руки, под чей покровительный кров?
Каких городов и дорог твоё чадо коснётся?
Безудержным эхом вдруг сердце твоё отзовётся
В груди генуэзца, взрывая кипящую кровь!
Мечта ли, предчувствие... Пусть высыхает слеза,
Пробившись нечаянно сквозь потаённость надежды.
Дель Джезу, Канноне ждёт славная жизнь. Только прежде –
Вглядись через время в бездонные эти глаза.
Там след твоей ночи, тугой неусыпной поры,
Когда проклиная и славя свой дар, свою долю,
Ты вырвался птицей из вечного плена на волю.
Там чадо твоё и его неземные миры.
Куда ты, Гварнери, куда же ты рвёшься душой?
Неужто, свобода дороже объятий Минервы?
Послушай – звенят на колках одиночества нервы,
А скрипка всё плачет в ночи безутешной вдовой…
Источник: https://www.softmixer.com © Copyright: Татьяна Игнатьева, 2009
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев