Стояла жаркая пора сенокоса, когда у крестьян Натальи Михайловны и Ивана Михайловича Пугонькиных из села Рамешки Чухломского района Ярославской области
13 июля 1923 года родился третий сын, поскребыш.
В честь двух дедов его назвали Михаилом.
В доме и в деревне потом все называли Минькой.
Пугонькины, как и большинство деревенских семей на Ярославщине, жили бедно.
Ребенком Минька-Михаил носил в поле родителям и братьям обед, подростком помогал молотить хлеб, боронил, кормил скотину.
Но всегда был в центре внимания за веселый нрав и беззлобное балагурство.
Без «цыганочки» в исполнении Миньки, без его «барыни», русской «полечки» и частушек не обходилась ни одна свадьба, задорного паренька приглашали даже в соседние деревни. Односельчане пророчили: «Минька, ты обязательно будешь артистом».
В 1936 году, из-за болезни мамы, которой требовалась серьезная операция, семья Пугонькиных переехала в Москву, в Печатный переулок, дом 5, к родной тетке Миньки.
В квартире было так тесно, что будущему народному артисту приходилось спать под отопительной батареей.
Надо было искать работу, и Михаил, прибавив себе несколько годков, устроился на тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтера.
А после трудового дня весь чумазый бегал с Лесной улицы на Новослободскую, в клуб имени Каляева.
То, что называют счастливым случаем в судьбе артиста, произошло именно здесь – в стенах клубного драмкружка, где будущий «король кинокомедий» постигал азы актерского мастерства.
Однажды Михаилу в срочном порядке поручили заменить заболевшего исполнителя роли купца Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся».
Окрыленный доверием, он за одну ночь выучил не только свою роль, но заодно и всю пьесу.
Потом в течение двух лет играл купца Большова. В этом спектакле его увидел известный в то время режиссер Федор Каверин и был поражен: ведь артисту едва исполнилось шестнадцать лет! Вскоре Федор Николаевич пригласил Михаила в профессиональный театр артистом вспомогательного состава.
В семье были против, еще бы: на заводе он получал зарплату 450 рублей в месяц, а в театре — всего 75.
Только одна мама благословила Миньку, заметив: «Иди, раз душа просит...
Правда, с таким лицом разве берут в артисты?» Позже режиссер Рошаль скажет: «Миша, у вас не лицо, а целая кинобудка, так и передайте своей маме».
В 1940 году Рошаль пригласил семнадцатилетнего Пугонькина сняться в картине «Дело Артамоновых».
Актеру досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе.
Съемка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны.
А уже через неделю, прибавив своему возрасту год,
Михаил Пугонькин добровольно ушел на фронт.
Комментарии 1