Андрей Мягков был намного сложнее, чем то, что требовал от него кинематограф.
И когда он начинал сниматься у Ивана Пырьева и Глеба Панфилова, он обещал гораздо больше, чем то, что ему предлагали.
Он был актером непроявленного темперамента. Это связано не только с тем, кого он играл, но и с тем, как он играл. Например, он не умел репетировать, и из-за этого у него были сложные отношения с Олегом Ефремовым в "Современнике".
Некая внутренняя непроявленность, какая-то внутренняя субстанция, которая не может найти выход - это, мне кажется, то, что он нащупал как свою главную актерскую тему.
У него был вообще поэтический темперамент. Он ведь был не только актером, но и художником. Он рисовал копию "Золотых рыбок" Матисса, и это для него было возможностью сосредоточиться на чем-то внутри себя, такой способ погружения в себя.
Именно эта накопленная внутренняя субстанция и дала ему возможность в свое время сыграть Алешу Карамазова. Пырьев, когда они начинали работать над фильмом, признался, что он не понимает Алешу, и дал Мягкову возможность сыграть так, как тот захочет. И он сыграл так, как он знал, чувствовал и умел.
Мягков в роли Бессеменова в спектакле "Мещане" в МХТ имени Чехова
В образах Лукашина и Новосельцева тоже есть эта скрытность, но она предстает уже в гротесковом качестве.
Вообще найти такую актерскую тему было очень сложно, потому что предложений таких мало было в его жизни.
Поэтому для него чрезвычайно важна была живописная работа. Вспоминается его портрет Олега Ефремова в окружении масок. Это как бы попытка обнаружить, нащупать свое лицо под различными масками - мне кажется это то, что им двигало.
Трудно сказать, добился ли он желаемого результата в своей карьере, но это было движение в сторону идеала, который он имел внутри себя.
Юрий Гладильщиков, кинокритик
Все помнят его роли в "Иронии судьбы", "Служебном романе", "Гараже", "Жестоком романсе", но Мягков сыграл очень много и других интересных ролей.
Сам он недолюбливал свою роль в "Иронии судьбы", после которой его чуть было не постигла судьба Александра Демьяненко, начинавшего с серьезных драматических ролей, но в итоге запомнившегося широкому зрителю только по роли студента Шурика.
Еще до своего главного успеха он сыграл в "Братьях Карамазовых", где его герой Алеша - едва ли не главный персонаж в фильме, хотя вместе с ним там снимались великие Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.
Я прекрасно помню фильм "Гроссмейстер" 1972 года, где Мягков сыграл такую смесь гроссмейстеров СССР, от Алехина до Ботвинника. В этом фильме снимались и настоящие гроссмейстеры: Михаил Таль и Виктор Корчной. Затем последовали прекрасные роли в фильмах "Страх высоты" и "Дни Турбиных".
Но и после "Иронии судьбы" он сыграл немало ярких ролей, так что Лукашин не так уж и серьезно повлиял на его карьеру.
Стоит вспомнить, например, фильм "Послесловие", где у него был фантастический дуэт с Ростиславом Пляттом.
Вообще это редкое явление в кино - фильм на двоих, когда в кадре присутствуют только два персонажа.
После распада СССР в кино многое стало меняться, и Мягков оказался не у дел, не вписался в новую эпоху, начал сниматься в откровенно плохих фильмах.
В последние 10-15 лет он уже почти не снимался и вообще очень критиковал современное российское кино.
Помимо работы в кино и театре, у Мягкова было и еще одно творческое хобби – он писал портреты.
Эльдар Рязанов рассказывал: «Несколько лет назад он вдруг купил холсты, масляные краски и неожиданно для всех занялся портретной живописью.
Я видел его портреты. Они совсем не вяжутся с нашим представлением о Мягкове.
Его живописная манера резка, моделям своим художник отнюдь не льстит. На его холстах люди выглядят, скорее, неприятными, приближенными к недоброй карикатуре.
Художник Мягков не щадит даже самых близких людей. Причем живописные работы артиста, несомненно, несут на себе отпечаток его общей одаренности».
Артист пробовал свои силы и в литературной деятельности: его детективная трилогия «Сивый мерин» была экранизирована.
Автор трёх детективных романов, написал которые, по его признанию, «лишь потому, что жене не хватает интересной литературы».
Немногие зрители знают о том, что идея снять продолжение «Иронии судьбы» принадлежала Мягкову.
Он написал сценарий и принес его Рязанову, но режиссер отверг это предложение.
А вот продюсер Константин Эрнст посчитал эту идею удачной.
Правда, в результате сценарий претерпел 25 правок, после которых изменился до неузнаваемости – от первоначального замысла осталось только то, что фильм был о детях главных героев.
Результат Мягкову очень не понравился. «Это другие люди… Лично я бы назвал фильм Тимура Бекмамбетова не продолжением «Иронии судьбы...», а «Ирония судьбы.
Другой фильм», – говорил он.
Комментарии 3