Карен Георгиевич Шахназаров
Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре.
Советский и российский режиссёр, сценарист, продюсер. Генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм». Народный артист Российской Федерации (2002).
Происходит из аристократического армянского рода князей .
Хотя Карен родился в Краснодаре, но семья жила в Москве, где он и вырос. В доме часто бывали известные люди - актеры, певцы, политики. Карен учился в московской школе № 4.
С ранних лет увлекался живописью, одно время хотел стать художником.
Но в итоге выбрал режиссуру.
В 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Игоря Таланкина. Дипломная работа: короткометражный фильм 1975 года «Шире шаг, маэстро!». У своего педагога Шахназаров работал ассистентом на съёмках фильма «Выбор цели». Учеба прерывалась службой в армии.
Карен Шахназаров во время службы в армии
В 1979 году дебютировал как режиссер полного метраполного метра с картиной «Добряки» по одноименной пьесе Л. Зорина.
В картине снялись Георгий Бурков, Татьяна Васильева, Владимир Зельдин и другие известные советские актеры.
В 1980 году по его сценарию была поставлена лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров».
Широкую известность Карену Шахназарову как режиссёру и сценаристу принёс вышедший в 1983 году на экраны СССР музыкальный фильм «Мы из джаза» - из истории советской эстрадной музыки 1920-х годов. По сюжету одессит Костя собирает джазбенд. Он убежден в том, что джаз - пролетарское искусство.
Свободные музыканты Степан, Жора и саксофонист Императорского двора Иван Бавурин не сразу проникаются новой музыкой.
В фильме снялись Игорь Скляр, Александр Панкратов-Чёрный, Евгений Евстигнеев, Борислав Брондуков, Елена Цыплакова, Лариса Долина.
Эта лента, названная по опросу читателей журнала «Советский экран» лучшим фильмом года, была удостоена также нескольких международных призов.
Карен Шахназаров в молодости
С 1985 года являлся членом КПСС.
Успешным был и фильм 1985 года «Зимний вечер в Гаграх» с Евгением Евстигнеевым и Александром Панкратовым-Чёрным в главных ролях.
По сюжету Беглов (Евстигнеев), старый мастер чечетки, кумир 50-х годов, переживший славу и счастье, работает в эстрадном коллективе на должности репетитора.
Помнят его только те, кто был молод одновременно с ним, а денег нет даже на диван в комиссионке.
К нему обращается с просьбой обучить искусству степа активный парень Грачев из Сибири (Панкратов-Черный). По телевизору показывают передачу про старых мастеров эстрады, где после показа номера Беглова артиста объявляют давно умершим.
Дочь от жены, народной артистки, с которой он расстался много лет назад, просит не приходить на свадьбу, чтобы не создавать путаницы с двумя папами.
А когда сваленный очередным инфарктом Беглов вспоминает уже в больнице свою жизнь, самым счастливым днем, он называет "зимний вечер в Гаграх", когда молодой, стройный и красивый танцевал он при полупустом зале вместе с обожающей его дочерью...
Широким успехом у зрителей пользовалась комедийная мелодрама 1986 года «Курьер», снятая Шахназаровым по своей же повести.
В фильме «Курьер» он точно ухватил черты вступающего в жизнь поколения, выросшего на излете «застоя» и странных отношений между людьми эпохи безвременья.
Фильм собрал массу наград: на ВКФ молодых кинематографистов в Тбилиси (1987)
- Приз детского жюри «За увлекательное и остроумное решение сложной темы становления личности молодого человека»
и Приз Ленинского комсомола Грузинской ССР
«За увлекательное и остроумное решение сложной темы становления личности молодого человека»; на МКФ в Москве (1987)
- Приз FIPRESCI и Спецприз жюри.
В 1988 году за фильм «Курьер» Шахназарову была присуждена Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых.
Снял ряд сюжетов для киножурнала «Фитиль». Был автором и ведущим телецикла «ХХ век в кадре и за кадром» на канале РТВ с 1994 года.
До 1998 был руководителем студии «Курьер». С апреля 1998 стал председателем правления и генеральным директором киноконцерна «Мосфильм».
В последующие годы снял такие картины, как «Город Зеро», «Цареубийца», «Американская дочь», «Всадник по имени смерть», «Палата №6», «Любовь в СССР».
В 2012 году вышел первый фильм Шахназарова о войне – экранизация повести Ильи Бояшова «Белый тигр», снятая в жанре военной фантастики.
В 2017 году представил картину «Анна Каренина».
Фильм снят по одноименному роману Л.Н. Толстого, его публицистической повести «На Японской войне» и циклу «Рассказы о Японской войне» В.В. Вересаева.
В новой телевизионной постановке режиссер представил зрителям свой новый взгляд на великий роман.
Карен Шахназаров является и сценаристом большинства своих картин.
Фильмы Карена Шахназарова получили десятки престижных международных и национальных наград, множество раз были представлены на международных кинофестивалях. Педагог ВГИКа - руководитель мастерской игрового кино
Личная жизнь Карена Шахназарова:
Трижды был женат.
Первый раз женился в юности, брак продлился всего полгода.
Вторая жена - Елена Сетунская
(1961 г.р.) (ныне - Алёна Зандер), журналист и искусствовед. Поженились в 1983 году.
В 1985-м у них родилась дочь Анна.
В мае 1989 года Сетунская вместе с дочерью Анной по сути сбежала от него в США.
Позже Шахназаров развёлся с ней через суд и получил право на воспитание дочери, однако увидел её лишь спустя двадцать лет. Как рассказывал режиссер, под впечатлением от произошедших с ним событий, он снял одну из самых успешных картин в своей карьере - «Американская дочь».
Кадр из фильма ,,Американская дочь"
«Я понял, что похищение дочери готовилось.
Я не знаю, почему она сбежала и забрала дочь. Мы жили нормально, как и все, ссорились и мирились. Причем на тот момент у нас были прекрасные отношения», - признавался Карен. В какой-то момент он даже прекращал поиски дочери, но спустя двадцать лет она сама дала о себе знать.
Они встретились, но Шахназаров не признал в выросшей Анне родного человека.
«Я уже не искал. Я не находил нужным проявлять инициативу. Мы встретились с Аней, но это был чужой человек, с которым мне предстояло познакомиться. Она воспитывалась как американка. Это даже забавно, когда ты понимаешь, что твоя дочь другая, у нее другой взгляд на жизнь», - рассказывал он.
У режиссера был роман с актрисой Натальей Андрейченко. В одном из интервью Андрейченко вспоминала, что роман с Шахназаровым был красивым. Он называл ее «Ты мое эпическое сознание», а она его «Ты мой генетический фонд».
Однако их отношения закончились из-за занятости Шахназарова.
Наталья Андрейченко
Третья жена - Дарья Майорова (1972 г.р.),
актриса и телеведущая. Познакомились в 1990 году.
В браке родились двое сыновей: Иван Каренович Шахназаров (1993 г.р.) - кинорежиссёр, сценарист, актёр и Василий Каренович Шахназаров (1996 г.р.).
Развелись в 2001 году.
После развода он активно участвовал в воспитании сыновей.
Карен Шахназаров и Дарья Майорова
Дарья Майорова - третья жена
Карена Шахназарова
С сыновьями
Только одна семья
Американская история закончилась хорошо: взрослая дочь Анна передала через знакомую журналистку, что хочет встретиться с отцом, когда тот был с гастролями в США. Шахназаров передал дочке номер и скоро услышал в трубке долгожданное «папа».
Они поужинали и поболтали. Дочь оказалась настоящей американкой с новым менталитетом, не похожим на российский.
Успешная бизнесвумен с собственной рекламной компанией, в которую за пиаром обращаются знаменитости.
Сейчас Шахназаров говорит о том, что семьи у него нет, однако это обстоятельство режиссера не расстраивает: его настоящей любовью и семьей стало кино.
Комментарии 3