28 августа ушёл из жизни Юрий Саульский
23 октября 1928 — 28 августа 200
Автор балетов и мюзиклов, он писал музыку к кинофильмам, мультфильмам и театральным спектаклям. Одновременно он и автор многочисленных статей и учебных пособий для музыкальных заведений.
«Жил да был черный кот за углом…»
Песня «Черный кот», написанная на стихи Михаила Танича, является визитной карточкой известного советского композитора Юрия Саульского.
Впервые прозвучавшая в 1963 году в утреннем радиоэфире эта зажигательная композиция принесла своим авторам ошеломительную народную славу, звучала на всех танцевальных площадках страны и была переведена на разные языки. В исполнении Миансаровой Тамары она стала главным хитом все советских стиляг.
Сам Саульский Юрий Сергеевич называл собственное детище, неожиданно ставшее золотой жилой из-за огромных авторских отчислений, четвертой симфонией Бетховена. Однако на самом пике славы всенародно любимого «Черного кота» начали запрещать, обвиняя в пошлости, распущенности и неоднозначности.
Юрий Саульский – известный советский композитор, под управлением которого свой творческий путь начинали такие эстрадные исполнители, как Вадим Мулерман, Валентина Толкунова, Игорь Бриль. Его песни звучали в исполнении Софии Ротару, Льва Лещенко, Александра Градского, Ларисы Долиной, Иосифа Кобзона, с композитором на одной сцене выступали Кристалинская Майя и Бродская Нина. Благодаря усилиям музыканта страна узнала о таких нелегальных на то время группах, как «Машина времени» и «Арсенал».
Валентина Толкунова и Юрий Саульский – этих двух людей связывала не только сцена, но и семья, началом которой послужила любовь с первого взгляда. 18-летняя разница в возрасте не стала препятствием для брака двух любящих сердец. Даже после расставания Юрий Саульский, жены которого вспоминали о нем только с теплотой, продолжал писать для Вали песни и приглашал ее участвовать в своих концертах.
Автор оригинальных мелодий, продюсер, дирижер, аранжировщик, характеризующийся индивидуальным стилем... Юрий Саульский – композитор, который всю жизнь был влюблен в джаз – музыку свободы и самовыражения. В СССР это направление, пришедшее из-за океана, считалось практически подпольным искусством.
Юра – коренной москвич - появился на свет 23 октября 1928 года. Екатерина Юрьевна – мама - выступала в хоре им. Свешникова, отец – Сергей Васильевич - работал в юридической сфере, великолепно владел игрой на фортепиано и старался приобщить сына к классической музыке. Возможно, у него бы это получилось, если бы не любовь молодого человека к джазу.
Юноша часто посещал близлежащие кинотеатры, где звучала музыка прославленного Александра Наумовича Цфасмана и выдающегося Александра Владимировича Варламова. Впитав композиции этих виртуозных джазменов, молодой Саульский мчался домой, стараясь тут же воспроизвести на рояле услышанное.
Музыка сопровождала Юрия Саульского всю жизнь и переполняла композитора до самого последнего вздоха. При знакомстве с его творческим наследием просто не верится, как этот человек успел после себя столько оставить, разве что работал круглосуточно, без перерывов на сон
В 1948 году был наложен запрет на множество музыкальных инструментов. Названный «эпохой разгибания саксофонов» этот период ознаменовался борьбой с джазом. Даже само слово «джаз» было исключено из лексики; на танцевальных вечерах были запрещены танго, фокстроты, бостоны; оркестры стали именоваться эстрадными
Саульский Юрий Сергеевич не пал духом в столь сложное время, а пытался реализовать себя в новом направлении. Он поступил в консерваторию, которую окончил с отличием. Юрию даже предсказывали блестящую карьеру ученого-музыковеда. Брак со скрипачкой, рождение сына - новые заботы и хлопоты вынуждали студента, постигавшего днем азы классической музыки, зарабатывать по вечерам на джазовой музыке.
Юрий Саульский, биография которого вызывает искренний интерес у современного поколения, был участником полулегального джазового оркестра Эдди Рознера. Именно этот блестящий импровизатор, «вторая труба мира», дал Саульскому творческую и жизненную школу. Оркестр Рознера в «Карнавальной ночи» запечатлел выдающийся режиссер Эльдар Рязанов. Юрий Саульский выступил в качестве соавтора музыки, звучавшей в этой выдающейся комедии.
28 июля 1957 года в Москве произошло грандиознейшее событие: открытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Советский Союз наконец-то ощутил глоток свободы. Прибывшие в Россию из 131 страны гости могли свободно перемещаться по территории СССР и общаться с советскими гражданами. И совсем удивлял разрешенный к проведению конкурс джаза, на котором оркестру под управлением Саульского удалось завоевать 2-е место.
Больше Страна Советов никогда не познала такой атмосферы доброжелательности, молодежного подъема и открытости. Оркестр Юрия Саульского был подвержен нападкам со стороны пропагандистской прессы: его обвиняли в копировании зарубежной музыки, вольно-развязного поведения на сцене и недопустимого стиля одежды, а сам композитор несколько лет не имел возможности официального трудоустройства.
Новые негативные обстоятельства, продлившиеся недолго, вынудили Саульского зарабатывать на жизнь частными заказами, связанными с аранжировками.
В 1960 году Саульский Юрий Сергеевич был назначен главным дирижером столичного мюзик-холла, а спустя два года музыканта приняли в состав Союза композиторов СССР. Далее последовало создание джазового оркестра «ВИО-66», состоявшего из лучших джазменов того времени.
Юрий Саульский и тут оказался на шаг впереди, организовав первый в СССР официальный рок-фестиваль (1980 год, Тбилиси) и возглавив на нем жюри. Тогда рок-исполнители в первый раз были допущены к официальной сцене, а легендарной «Машине времени» удалось завоевать первую премию.
Юрий Саульский был настоящим как в творчестве, так и в личной жизни. Влюбчивый по натуре композитор имел за спиной несколько браков. Разводился Юрий по мере угасания чувств, но с бывшими женами
(Валентиной Толкуновой, Валентиной Аслановой, Ольгой Селезневой)
Всегда оставался в дружеских отношениях. Имея широкую, щедрую натуру, своим женам оставлял построенные им кооперативные квартиры, уходя от них с маленьким чемоданчиком. «Почетный строитель Москвы» - так за эту особенность был прозван друзьями Юрий Саульский.
Жены и дети, которых у композитора насчитывалось четверо, о родном для них человеке отзывались только с теплотой и любовью.
С последней супругой – журналисткой Татьяной - Юрий Сергеевич прожил 25 лет, до самого последнего вздоха.
А еще столько предстояло сделать…
Впереди было большое количество жизненных планов – организация фестивалей джаза, выпуск новых дисков, преподавательская деятельность, но внезапно проявившаяся болезнь горла перечеркнула все одним махом: злокачественная опухоль и ошибка во время операции. 28 августа 2003 года Юрия Саульского не стало. До 75-летия композитор не дожил всего 2 месяца.
Чёрный кот
Жил да был черный кот за углом.
И кота ненавидел весь дом.
Только песня совсем не о том,
Как не ладили люди с котом.
Говорят, не повезет,
Если черный кот дорогу перейдет,
А пока наоборот -
Только черному коту и не везет.
Целый день во дворе суета:
Прогоняют с дороги кота.
Только песня совсем не о том,
Как охотился двор за котом.
Говорят, не повезет,
Если черный кот дорогу перейдет,
А пока наоборот -
Только черному коту и не везет.
Даже с кошкой своей за версту
Приходилось встречаться коту.
Только песня совсем не о том,
Как мурлыкали кошка с котом.
Говорят, не повезет,
Если черный кот дорогу перейдет,
А пока наоборот -
Только черному коту и не везет.
Этот кот от усов до хвоста
Был черней, чем сама чернота.
Да и песенка в общем о том,
Как обидно быть черным котом.
Говорят, не повезет,
Если черный кот дорогу перейдет,
А пока наоборот -
Только черному коту и не везет.
Только черному коту и не везет.
Только черному коту и не везет
Юрий Саульский
Михаил Танич
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 5