Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
«Муза»
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
1821
Комментарии 9
Как ни странно, рождение песни, ставшей одной из "визитных карточек" Муслима Магомаева, оказалось косвенным образом связано с… летними Олимпийскими играми, проходившими в 1972 году в Мюнхене. Случилось так, что Александра Пахмутова написала к этому мероприятию вдохновляющую песню «Герои спорта» и, в срочном порядке, искала того, кто бы её мог исполнить.
Когда песня была предложена Муслиму Магомаеву, тот начал отнекиваться — мол, она мне не очень подходит, отдайте её лучше Эдуарду Хилю. На что Пахмутова сказала, что Хиля в Москве нет, поэтому — выручай. А в виде компенсации пообещала написать для Магомаева красивую песню о любви «с шестью бемолями».
Данное обещание Александра Николаевна выполнила, хотя и с поправками.
А. Пахмутова:«Она оказалась в ре-миноре, пришлось взять на полтона ниже, и остался один бемоль. Это и была «Мелодия»».Музыка вышла потрясающей, но композитор сильно сомневалась, что из неё когда-нибудь получится песня. Дело в том, что размер «Мелодии» был слишком прихотливым для текста, постоянно менялся и требовал строчек разной длины.
Н. Добронравов:«Там третьи и четвёртые строчки с очень перебивающимся ритмом. И ударение почти на каждом слоге — «ДнИ-чтО-нА-мИ-прОй-дЕ-нЫ». Это было очень сложно написать».«Мелодия» не только позволила Магомаеву в полной мере раскрыть свой вокальный диапазон, но и идеально вписывалась в его лирическое настроение — в 1972 году у Муслима Магометовича начался роман с оперной певицей Тамарой Синявской. Песня так понравилась певцу, что он принял её мгновенно — без правок и пожеланий.
А. Пахмутова:«Когда я её ему показала, ему так понравилось, что он не стал ждать партитуру. Вообще-то я никогда не отдаю песню без партитуры, но тут он выпросил клавир. У него через три дня был концерт, и он за это время уже успел заказать аранжировку и спел её с большим успехом. Потом я уже сделала свою аранжировку. Муслим записал «Мелодию» по моей партитуре».А так как Синявская в то время была за рубежом (стажировалась в миланском театре «Ла Скала»), то певец не утерпел и прокрутил ей запись новой песни прямо по телефону.