РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ. ПОБРЯНЧИМ НА ЛАВОЧТИ.
В давешние времена семейские сёла жили своей яркой насыщенной жизнью. Особенно нравилась многим лавочка – два брёвнышка-дощечка: место вестей, новостей, отдыха, вдохновения, душевного общения и приятного времяпрепровождения. Здесь сходились люди, ломались судьбы, случались открытия, рождались предсказания, одним словом жизнь у каждой избы на лавочке била и кипела бурным ключиком.
Однажды, в июньском мареве на деревенской улице, повстречались две семейских бабы. И сразу же лавочка приманила к себе, простым узелком обыденного для того времени приветствия, завязался диалог и полилась неспешная беседа.
- Здаровенько Тарасовна, как поживаешь?!
-Здарова, моя бравая, да ничё поживаю, ничё, твоими молитвами, Бох миловал покамест! - Садись на лавку, побрянчим маленько-ли каво-ли, шибко работы уного, надоть передых дать, а то умаялась, ажноть кры́льца* заныли. - Кати вести на деревне, слыхать-ли нет-ли што? Чем там Низ живёть? Хто народился можа. Я избу мою, шибко-то недосуг бренчать, да у потребилофку* не хожу эти дни, можа помер хто, али жанился? Погоди-ка, дымокур чичас разведу, а то комары да мошти закусають.
Под душистый дымок дымокура беседа продолжилась.
- Да шибко-то вестей не слыхать никатих, усе заняты чем-то, хто покосы косить зачинает, хто по черемшу у Черемшанку уехаччи, усё нажраться этой черемши не могут, она навроде отошла уже, а молодёжь ничё паря не слушатца, лезет у лес. Манька-Жадоба всё бегаить землянику сторожит у Колодчиках. Гаворить народ, нынче земляника браво цвятёть, урожай, однако хороший будить, коли заморозок не упадёть. Парамошиха вот своему Парамону год отвела третёводни, поминти делала.
- Ой, так уж мине её жалко, Парамошиху, бравая баба, садкая, да усё как-то не везёть ей, уж которого схоронила, увторого-ли, третьяго, однако?
- Дак увторого, Парамон её калешный был, усё каво-то болел болезный. А первый под коня попал Филимонка, кады пахал. Конь понёс да задавил, переломал яво усего, не помнишь-ли-каво-ли?
- Успомнила, паря беда, была оказия, ничаво не поделаешь, и Парамонку жалко и Филимонку жалко. А што она теперь, Парамошиха-то? Можно ить опеть мужика завесь, а то чичас заплоты* заваливатца зачнуть, опеть беда бабе.
- Ой, она мине чё поведала-то, надысь к ней ходила голову править*, браинько мы с ней чаёвничали. Ходять жа к ней мужити свататца. Уот гаворить, нарисовался как-то Ермоха, Ганьки-Панкрашихи сын, дачё гадтий, дачё замараха. Огуззи распустил до колена, адали у штаны наклал, обутти катие-то стоптанные, у навози усе. Из носу волосы торчать, на волоси сопля повисла. Да пахнеть небраво, ажно смердить от яво, обдулси поди, да пришёл сватаца. Я как на яво глянула, да думаю: Оооой, кавош, какой-жа жаних, отправила яво восвояси. Ня надоть мине такова добра!
-Ишо приходил один, сроду не придумаешь хто - Матейка-Ботало.
-Это каторый? Бабник из бабников, ли-чё-ли, блудник однако? Ооой, куды как с добром!
- А чё-же, пришёл гаворить, сел на лавочти, подвинулся, обнимаца полез, рыбой пахнить от яво, чесноком да луком разить. Оооой, ну небраво, нехарошый, какой-то заполошный, каво сразу обнимаца-то, целоваца?
- Ничё не понимаю, за што яво бабы любять пошто липнуть на яво, адали мухи на мёд? Ой, да поди сносился весь по бабам-то ходок, нашу сестру коли любить, поди хвостик тама осталси?!
- У вопшем Парамошиха яво тоже отправила, сказала- не нужон жаних, заморух* под старость будить, да ишо каку гадось приташить у штанах, закорустица*, закрайти* потома иззудятца*, лечить замаисся. Тьфу.
-Ну чё, ишо хто сваталси-ли нет-ли? Парамошиха-то оказываеца время даром не теряить.
- Степан-Жимбура*, таво Парамошиха даже на порох не пустила. Шибко хитрожопый, да скупой, усё высматриваить, да хитрить каво-бы нахлобучить. Бабы же татих не любять. Ишо Ванька-Гундя* подсундыркивался, пришёл, да как начал гундеть: «Выходи мол замуж, станем уместе жить». Парамошиха так и сказала: «Сроду не глянулся мине и чичас не нужон». Петька-Нидапёка* кривонодий, косолапый, Лёвочтин сын тоже отметился и этому от ворот поворот дала.
-Дык пошто она копаица-то, так и соусем остатца без мужика недолга.
- Да говорить, есь один бравенный мужик, да он женатый, лицом бравый, глазти синие, волости пшенишные, ростом высотий, зубы адали жемчух, рути золотые, телом спелый, ажно малина, стану яво ждать, можа повезёть кады. А покамест заплоты ишо стоять – стану так жить, по Парамону своёму вздыхать, да по малине сохнуть, можа дождуся, у Бога дней много, век долдий – можа станеца, што вдовым останеца.
- Ой, однако Парамошиха тибе набрехала с три короба, стольтих жанихов отвадила, однако брехуша она. Ну уот, вестей целый воз, а ты гаворишь, вестей нету-ка, паря беда. Ну ладно, паря дева, бравая моя, идтить надо, кры́льца навроде перестали ныть, пойду избу домывать, а ты сходи-ка к Парамошихе ишо, можа хто ишо сватов засылал к ей, узнай, да потом мине докладёшь. Иди, браинькая моя, с Богом.
- Пойду, засиделась тута у тибя, ажноть ломота у теле пошла, идтить надо, а то мой благоверный побежить искать по деревне, Христа славить, скажет, куды делась моя зазнобушка…
Бабы-собеседницы распрощались. Тарасовна осталась сидеть на лавке у своей избы, провожая взглядом вестунью и щедро роняя слова вдогонку:
- Уоот боталиха*, уоот болтунья, однако намела тут мине, язык адали помело, усех отвадила, смех да и тольти… А Парамошиха-то – не промах, на моёва Платона глаз положила, постылая. - Губы раскатала, ага, держи карман шире, обломица ей, - Тарасовна погрозила кулаком и показала кукиш куда-то в небо. На безрыбье и рак рыба, а ей и таракана не надо, глядит-ка царевна, красоту подавай. - А эта Зазноба поверила, да понесла по деревне, тоже мне, ботало енисейское. Ломота у теле-то поди от вестей со усех волостей, сорока на хвосте, сроду не слыхала, штобы усе мужити разом жаница захотели да на одной полоротой бабе. Видано ли такое?
В рассказе имена вымышлены, совпадения случайны. Рассказ основан на реальной истории из жизни. Одна из целей создания данного рассказа - познакомить читателей с речью и говором старообрядцев Забайкалья - семейских.
Семейские - русские старообрядцы, высланные Екатериной-II в 18-м веке в пределы Забайкалья (Иркутская губерния - ныне Республика Бурятия) из западных областей России. Основная цель переселения - освоение необжитых целинных земель. В 2001 году культура семейских Забайкалья признана
ЮНЕСКО «Шедевром устного нематериального культурного наследия человечества».
кры́льца* заныли - обострился шейный хандроз
потребилофка* - магазин
заплоты* - заборы
ходила голову править*- ходила на массаж головы, лечить сотрясение мозга
заморух* - худой, слабый человек, заморыш
закорустица* - покрыться коростами
закрайти* - закраек - край чего-либо, в данном контексте - женские наружные половые органы
иззудятца* - от слова зуд , иное - чесаться
Жимбура* - суслик, в неодобрительном смысле-пакостливое животное
Гундя*-человек, разговаривающий в нос
Нидапёка*- то же, что и недопёка - в неодобрительном смысле -бестолковый, умственно ограниченный человек
боталиха*- чрезмерно говорливая женщина, то же, что и болтунья.
Автор фото и рассказа Варанкина Е.В. Копирование текста, либо его части запрещено.
© Copyright: Елена Варанкина, 2024 Свидетельство о публикации №224062300855
Комментарии 100
Пиши удальше, ждем.
У меня тожа много таких баек-историй на гуранском говоре. А говор наш шибко схож с семейстим., дефка.
Ажно на душе помягчело, родным повеяло, паря.