Гартман (Hartmann), Карл Роберт Эдуард фон, один из крупнейших немецких философов второй полов. XIX века. Род. 23 февр. 1842 г., получил серьезное домашнее воспитание под руководством своего отца, прусского генерала; в промежуток от 1864 до 1867 г. написал прославившее его сочинение: „Философия бессознательного“. Свои сочинения Г. сам делил на три группы: систематические, историко-критические и „популярные“. Г. весьма плодовитый писатель; полное собрание его сочинений состоит из 40 томов. Г. определяет свою систему как синтез Гегеля, Шопенгауэра и Шеллинга. «Устранение умозрительной дедукции (цепи умозаключений) и полный отказ от аподиктической достоверности (от самоочевидности) - отличают мою философию от всех прежних рационалистических систем». В гносеологии Г. — „трансцендентальный реалист“, как и для других немецких „философов абсолютного“ основной реальностью является не „сознание“ (познающего субъекта), а некоторое пантеистически понимаемое духовное бытие, а именно, конкретное Бессознательное. Сознание же является для Г. лишь далеким производным этого основного бытия: оно возникает лишь тогда, когда в первоначальном полнейшем единстве элементов этого „абсолюта“: воли и представления — произойдет разлад, когда возникнут представления, определяемые не стремлениями воли, а независимые от нее; такие представления вызывают в воле реакцию „удивления и изумления“, каковая и есть сознание. Высшие принципы даются особым философским откровением (в роде „интеллектуальной интуиции“ Шеллинга) — „гениальным скачком мистической природы“. Задача философии — преобразовать полученное этим путем содержание из формы образа (мысле-формы) и необоснованного утверждения в форму рациональной системы при помощи идущих друг другу навстречу методов умозрения и индуктивного обобщения. Идя этим методом, Г. и приходит к убеждению, что в основе мира лежит нечто Духовное, действующее целесообразно, но не обладающее сознанием (das Unbewusste, обычно переводимое „Бессознательное“, или превышающее сознание (das Ueberbewusste“, „Сверхсознательное“; этот термин предпочитает Вл. С. Соловьев). И привлекая обильный эмпирический материал (неопровержимые данные), Г. доказывает, что это Духовное начало непосредственно, как особый Духовный Агент, на ряду с материальными причинами, действует в различных проявлениях животных организмов (в деятельности спинного мозга и нервных узлов, в произвольных движениях, в инстинкте, в связях воли с представлениями, в рефлекторных движениях, в „целебной силе природы“ и т. д.), в человеческом духе (в инстинкте, в половой и материнской любви, в чувствах и предчувствиях, в характере и нравственности, в эстетическом суждении и художественном творчестве, в образовании языка, в мышлении, в возникновении чувственного восприятия, в мистике, в истории), а также в важнейших проявлениях жизни растений и, наконец, в самой материи, атомы которой Г. объясняет как системы сил, бессознательно осуществляющих некоторые цели, т. е. обладающие бессознат. представлениями („атомистический динамизм“). Это „Бессознательное“ в своих действиях безболезненно, неутомимо, мышление его имеет нечувственнный характер; оно безвременно, непогрешимо, неизменно, обладает неразрывным внутренним единством; оно есть всеобъемлющий индивидуум, Абсолют; оно признавалось всеми важнейшими философскими системами и тожественно с „субстанцией“ Спинозы, „абсолютным“ Фихте, „абсолютной идеей“ Гегеля. В нем нераздельно соединены и „алогическая воля“ (Шопенгауэра), и „разумное представление“, „логическое“ (Гегеля); оба элемента первоначальны и один без другого существовать не могут. Слепая воля дает миру реальное бытие (Existenz) актом нелогического перехода своего из потенциального состояния в актуальное хотение; а логическая идея привносит в это бытие его идеальную сущность (Essenz). Везде в мире господствуют цели, и все в нем целесообразно и разумно: мир самый лучший из возможных. А гадость в когнитивной парадигме любого сообщества отмирает сама собой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев