Восточно-Сибирская Правда от 15 августа 1936 года.
Лоцман.
В Качуге начинается судоходная Лена. Здесь в неё впадают таежные речки Чанчур, Иликта. На берегах этих притоков Лены строят карбазы, составляющие основной флот, на котором сплавляют груз в Якутскую АССР и Бодайбо.
Карбаз — неуклюжая и громоздкая посудина — сделан из колотых бревен. Во всем карбазе, который вмещает 35-40 тонн груза, нет ни одного гвоздя. Делается он топором да напарьем (род сверла, которым просверливаются дыры для шпилек). Двигается карбаз силою течения воды. Управлять им во время движения в условиях быстрой и извилистой Лены — дело не легкое. Управление карбазом доверяется опытному ленскому лоцману. Лоцман на Лене — центральная фигура. От лоцмана зависит, дойдет или дойдет груз до места назначения. Он отвечает за груз и благополучную его доставку.
Ещё в прошлом году, лоцманы, сплавляя груз, брали сразу только два карбаза. Но уже тогда лучшие лоцманы Черепанов Терентий и Рудых Иннокентий в начале весны сделали попытку провести за один рейс 4 карбаза. Опыт удался. И эти лоцмана всю навигацию водили связки по 4 карбаза. Однако, это прекрасное начинание очень плохо воспринималось другими лоцманами. О смелом опыте Черепанова и Рудых немало было разговоров, но лоцманы боялись и продолжали гонять по два карбаза.
Широкая волна стахановского движения докатилась и до Лены. И как только тронулся лед на Лене, весною 1936 года поплыли от Качуга связки груженных карбазов. Навигацию решили начать по-стахановски. От пристани стали чаще отправляться связки по 4 карбаза. Большинство лоцманов перешло на метод сплава передовых стахановцев Черепанова и Рудых.
В трудных и опасных условиях работает ленский лоцман. Труд лоцмана требует не только знания самой реки, но и находчивости и смекалки. Особенно трудным считается верхоленское плесо. 160 километров тянется оно от Качуга до Жигалово.
Лена капризна. Вот она ровно течет по широкой долине. Связка плывет по середине реки. Это целый плавучий остров. Вместе с грузом едут и люди в Якутск, Бодайбо, Алдан. Вьется дым от костра, разложенного на карбазе, слышно пение и звук гармоники, а в носовой части карбаза с длинным шестом в руках стоит лоцман и, промеривая глубину, зорко всматривается вперед. Лена делает поворот. Ровное течение превращается в стремительный бег. Впереди рябит, дробясь о камни, вода на перекате, громадный остров делит Лену на два русла. Куда плыть? Но лоцман ждал этот перекат. Смолкают песни. Слышен только скрип рулевых весел да рокот воды. После утомительной гребли связка, наконец, попадает в нужное русло.
Старые опытные лоцманы Черепанов, Рудых, Толмачев, Куприков приводят из своей большой лоцманской практики много таких случаев, когда гибель связки казалась неизбежной. И только смекалка и решительность помогают предотвращать аварии. Недаром Рудых Иннокентий, Черепанов Терентий, Толмачев Константин, Куприков Захар считаются лучшими на Лене.
— "Никитинский перекат" — один из самых трудных, — говорит старый лоцман Константин Серафимович Толмачев. — Плыл я в июне со связкой в 4 карбаза. Вода нынче стоит высокая — связку несло быстро. Когда показался перекат, вижу сья-то связка стоит у мысочка — проход загородила. Что делать? Плыть вперед — разобьешь карбазы. Раздумывать некогда. Успел разглядеть на другой стороне небольшую отмель и подаю команду грести на мель. Аварию предупредили.
Лоцман Захар Захарович Куприков тридцатую навигацию плавает на Лене. Сейчас ему 66 лет. За половину навигации 1936 года он успел согнать 20 карбазов, тогда как в прошлом году за всю навигацию согнал всего 27 карбазов. Работает он на плесе Жигалово - Усть-Кут.
— До конца навигации ещё далеко, — говорит старый лоцман. — На худой конец десятка полтора карбазов согнать успею. Несмотря на преклонный возраст, старик бодр и весел. У него пять сыновей, два из них учатся в военных школах. В прошлом году тов. Куприков получил премию в 550 рублей за безаварийную работу. Начальник "Главзолото" А.В. Серебровский наградил его именными часами.
Хорошо живется на социалистической Лене. Стахановская работа сулит нынче высокий заработок лоцманам. К первому августа лоцман Черепанов Терентий сплавил 32 карбаза и за два с половиной месяца заработал 3659 рублей. Рудых Иннокентий за это же время заработал 3715 рублей, Жданов — 3370 рублей, Уваровский — 3138 рублей...
В этом году, благодаря стахановской работе, груз по Лене сплавляется значительно быстрее. 15 июля Качугская пристань Ленского речного пароходства (начальник тов. Матвеев) выполнила годовой план отправки груза на 101 процент. Вслед за ней — первого августа — выполнила план Жигаловская пристань Лензолотофлота. Коллектив пристани выполнил обещание, данное секретарю краевого комитета партии тов. Разумову — годовой план отправки грузов закончил к первому августа.
Ал. Кулешов, Качуг.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев