Да , да ! Вы совершенно правы . Где-то были вилки , где-то специальные ложечки ... Но какие-то народы , из каких-то свинарен , пытаются навязать всему белу свету идею что в определенное время на определенной территории проживали нелюди жравшие из свиного корыта ? А может автор так и питался ?
У нас в Ставрополе никаких вилок не было... Брали руками, перебирали буханки, выискивая наиболее мягкие, сжимали, аж корки трещали... Никакой ностальгии по этому убожеству не испытываю...А сейчас это далёкое прошлое и вспоминать не хочется.
Хлеб чистый был, Люди чистые были. Жизнь чистая была. Может она была и тяжелей, и с кучей недостатков которые выковыривают привередливые потомки, но она была правильней, целеустремлённей и честней (в основной массе, разумеется, отщепенцы и уроды бывали во все времена и при всех режимах ), труд - это главное - был уважаем и обязателен для всех. А вот тут, как раз, могут раздаться визги, писки и прочая истерика: а как же - мол - свобода, а как мои личные интересы, симпатии и увлечения, где, наконец, моя независимая личность, где моя воля, мой простор. А не может быть никакой абсолютной свободы, безответственной независимости и прихоти дурацких увлечений, поскольку когда ты существуешь в обществе, в массе тебе подобных капризных отщепенцев, желающих только потреблять, не принося в общую копилку никакой пользы, то твоя свобода - есть иждивенчество на шее трудящегося населения и эта свобода - есть уже обуза дармоеда на хребте труженика. Хотя о чём это я? Где у нас труженик и где дармоед. Ве...ЕщёХлеб чистый был, Люди чистые были. Жизнь чистая была. Может она была и тяжелей, и с кучей недостатков которые выковыривают привередливые потомки, но она была правильней, целеустремлённей и честней (в основной массе, разумеется, отщепенцы и уроды бывали во все времена и при всех режимах ), труд - это главное - был уважаем и обязателен для всех. А вот тут, как раз, могут раздаться визги, писки и прочая истерика: а как же - мол - свобода, а как мои личные интересы, симпатии и увлечения, где, наконец, моя независимая личность, где моя воля, мой простор. А не может быть никакой абсолютной свободы, безответственной независимости и прихоти дурацких увлечений, поскольку когда ты существуешь в обществе, в массе тебе подобных капризных отщепенцев, желающих только потреблять, не принося в общую копилку никакой пользы, то твоя свобода - есть иждивенчество на шее трудящегося населения и эта свобода - есть уже обуза дармоеда на хребте труженика. Хотя о чём это я? Где у нас труженик и где дармоед. Верх тормашками живём, абсурдные мысли высказываем. ЧУдны дела твои, Господи! Или чуднЫ?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 17
Люди чистые были.
Жизнь чистая была.
Может она была и тяжелей,
и с кучей недостатков которые
выковыривают привередливые
потомки, но она была правильней,
целеустремлённей и честней (в основной
массе, разумеется, отщепенцы и уроды
бывали во все времена и при всех
режимах ), труд - это главное - был
уважаем и обязателен для всех.
А вот тут, как раз, могут раздаться
визги, писки и прочая истерика:
а как же - мол - свобода,
а как мои личные интересы,
симпатии и увлечения, где, наконец,
моя независимая личность,
где моя воля, мой простор.
А не может быть никакой абсолютной
свободы, безответственной независимости
и прихоти дурацких увлечений, поскольку
когда ты существуешь в обществе,
в массе тебе подобных капризных
отщепенцев, желающих только
потреблять, не принося в общую
копилку никакой пользы, то твоя свобода -
есть иждивенчество на шее трудящегося
населения и эта свобода - есть уже обуза
дармоеда на хребте труженика.
Хотя о чём это я?
Где у нас труженик и где дармоед.
Ве...ЕщёХлеб чистый был,
Люди чистые были.
Жизнь чистая была.
Может она была и тяжелей,
и с кучей недостатков которые
выковыривают привередливые
потомки, но она была правильней,
целеустремлённей и честней (в основной
массе, разумеется, отщепенцы и уроды
бывали во все времена и при всех
режимах ), труд - это главное - был
уважаем и обязателен для всех.
А вот тут, как раз, могут раздаться
визги, писки и прочая истерика:
а как же - мол - свобода,
а как мои личные интересы,
симпатии и увлечения, где, наконец,
моя независимая личность,
где моя воля, мой простор.
А не может быть никакой абсолютной
свободы, безответственной независимости
и прихоти дурацких увлечений, поскольку
когда ты существуешь в обществе,
в массе тебе подобных капризных
отщепенцев, желающих только
потреблять, не принося в общую
копилку никакой пользы, то твоя свобода -
есть иждивенчество на шее трудящегося
населения и эта свобода - есть уже обуза
дармоеда на хребте труженика.
Хотя о чём это я?
Где у нас труженик и где дармоед.
Верх тормашками живём,
абсурдные мысли высказываем.
ЧУдны дела твои, Господи!
Или чуднЫ?