![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
Из статьи журналиста Галины Кондряковой «Историк, краевед, археолог? Просто - человек», книги «Улицы Сургута» «… Он был одним из первых подвижников в различных областях культуры и краеведения Сургута и района. Его современники Николай Иванович Ездаков, Анатолий Михайлович Сыроватский, Константин Яковлевич Лагунов, друзья-ветераны, сотрудники музея и многие другие ещё при жизни Флегонта Яковлевича – а ему исполнилось бы в январе 2002 года 80 лет, задавались вопросом, кто он: – историк, археолог, лектор?
Вот что об этом пишет Екатерина Логинова в статье «Единственная любовь краеведа» в книге «Портрет на фоне времени»: «К тому времени я, конечно же, знала, кто такой Показаньев. Во-первых, председатель городского Совета ветеранов войны и труда. Во-вторых, краевед (в одном из документальных фильмов режиссёра Беляева Флегонт Яковлевич стоит на пожарной каланче – самой высокой точке Сургута – и рассказывает о городе); им собран богатейший материал о спецпереселенцах, коренных жителях ханты и манси, о городе и районе, о ветеранах Великой Отечественной войны, ушедших на фронт из Сургута. В-третьих, историк (в нашем доме до сих пор хранится маленькая, но такая объёмная по содержанию книжечка – исторический очерк «Сургут», подготовленная к печати совместно с журналистом Лилией Цареградской). В-четвёртых, создатель городской редакции радиовещания, где долгое время принимал активное участие в подготовке материалов. Произошло это в далёком 1960 году. К тому же был прекрасным лектором и пропагандистом, умел в одинаковой степени грамотно беседовать и с простыми рабочими, и с руководителями, и с представителями интеллигенции. В-пятых, писатель, издавший немало книг, в том числе и автобиографическую повесть «Лёнькина наука», «Записки уездного исправника Пирожникова» и т.д.».
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
Надо отметить тот факт, что Флегонт Яковлевич один из тех, кто первый открыто в СМИ сталписать о спецпереселенцах, о «врагах народа», «кулаках», «неблагонадёжных» 30-х, 40-х гг. прошлого столетия. Исключением не была и история о репрессированных родителях.
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
Родился Флегонт Яковлевич 17 января 1922 года в зажиточной крестьянской семье Якова Калистратовича и Матрёны Никитичны Показаньевых в селе Карасье Карасинской волости Челябинского уезда, ныне село Караси административный центр Карасинского сельсовета Юргамышского района Курганской области.
Осенью 1929 года семья из 12 человек была раскулачена и выселена из собственного дома на окраине деревни Калиновки. «Наш дом был новый, построен в 1923 году из толстого соснового бруса. Назывался крестовым. Было четыре комнаты: кухня (куть), спальня, столовая, зал. К кухне пристроены сени с чуланом (кладовкой). Кухня - это большая комната с русской печью, большим обеденным столом и лавками вдоль стен. Кухня и стол рассчитаны на большую семью и посторонних людей, постоянно приезжающих по хозяйственным делам. ... В 1933 году замужняя сестра Клавдия, не попавшая с нами в ссылку, писала, что наш дом перевезли из деревни Калиновки и пристроили к зданию райисполкома, на станции Мишкино…
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
В ночь на 16 февраля 1930 г. нашу семью, как и другие, вывели из дома, посадили на подводы, разрешив взять самый минимум одежды, обуви, пищи, и увезли на станцию Мишкино. Там скопилось таких, как мы, много. Погрузили в товарные вагоны и повезли на Тюмень… В Тюмени опять посадили на подводы и повезли на Север. Обозы двигались медленно, было холодно и голодно. По дороге умерло много детей. Их не хоронили, а оставляли в деревнях на милость местных жителей и властей. Отец, узнав у конвоя, где будет очередная остановка, уходил в перёд и подыскивал дом для ночлега, ведь семью из 12 человек разместить было непросто. Ему это разрешали, зная, что от такой семьи он не сбежит. К весне добрались до большого села Демьянского Уватского района. Там остановились на два месяца, на период распутицы… В начале июня всех переселенцев погрузили в смрадные, тесные, сырые трюмы и повезли в Сургут, где сначала были приписаны к деревне Широково, затем к спецпоселку Банный Сургутского района…».
«… Переселенцы на новых местах испытывали страшную нужду, строгую изоляцию от местного населения, жестокий комендантский надзор. Строжайше запрещалось без разрешения поселкового коменданта выезжать в Сургут, не говоря уже о выезде в другие районы и города страны. Ссыльные подвергались репрессиям вторично - за старые долги и недоимки на прежнем месте жительства отправлялись на принудительные работы в отдаленные места. …Жизнь и быт в изгнании в первые годы, особенно до отмены карточной системы (15 декабря 1934 г.), была очень тяжелой. От плохого питания, от употребления в пищу травы, таловых листьев, оленьего мха, березовой коры, от непосильного труда на раскорчевке люди болели, опухали, умирали даже целыми семьями».
«Отец Яков Калистратович по тем временам был человеком грамотным, имел образование в объёме приходской школы. С его устного чтения я всё быстро и накрепко запоминал. …В первом классе я не учился. Во второй класс спецпосёлка Банный был принят вместе с братом Василием, которому на тот момент было уже 13 лет.
Школа была открыта в обычном пятистенке (дом на две половины), в одной половине учились, в другой – жил учитель со своим братом…
В 1934 году окончил начальную школу. Из школьной жизни помнится много мелочей, но упомяну об одной. Не было учебников по арифметике, задачи учитель придумывал иногда прямо по ходу занятий. Мелочь, которая не относится к учёбе – это постоянное незатихающее чувство голода, горькие лепёшки из берёзовой коры и невообразимая бедность»
Комментарии 4