НУЖНО ЛИ ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ КО ВСЕМ ИКОНАМ В ХРАМЕ?
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ!
Многие из тех, кто только начинает ходить в православный храм, истово прикладываются ко всем Иконам, притом по нескольку раз – в начале службы, в конце, а иногда и в средине, если перед каким-то святым образом служился акафист.
И новички задаются вопросом: а как они должны поступать? Действительно ли необходимо прикладываться ко всем Иконам в Храме или только к Иконе, находящейся на центральном аналое (специальной подставке, стоящей в центре Храма, на которую обычно кладут Праздничную Икону)? Может, только к Иконам любимых Святых? Отвечает Архимандрит Хризостом (Грищенко), Насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого Монастыря.
Насколько я знаю, нет никаких специальных типиконных постановлений, наподобие: «како подобает целовати вси образа во храме сущие». Всё зависит от желания человека, его веры, культуры, народных традиций или же национальных особенностей.
Во-первых, необходимо осмыслить, для чего Иконы находятся в Храме, какую они играют роль.
Иконы, как Священные образы (не путать с идолами, изображения которых были запрещены законом Божиим как мнимых, или ложных божков-кумиров), были и в ветхозаветной скинии, и в Храме (Исх. 25:18–22; 26:1; 26:31; 3 Цар. 6:23–35).
Только во времена до Рождества Христова небожителями являлись Ангелы (за исключением Пророков Еноха и Илии), а после Победы Христа над Дьяволом и смертью на Небо взошло множество душ Святых.
Поэтому в Новозаветных Храмах изображаются не только Ангелы, но и Духи Христовых Праведников: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии Всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева…» (Евр. 12:22–24).
Ведь цель Храма, как ветхозаветного, так и новозаветного, – отстранить человека от земного и ввести его в Присутствие Бога, Сущего на Небесах.
Ведь всё, что человек ощущает всеми своими пятью чувствами в Храме, является необыденным, т. е. Святым (áгиос по-гречески и кадóш по-еврейски – это Святой, отделенный, особенный, необыденный, посвященный чему-то или кому-то).
Всё, что есть в Храме, Свято и направлено на то, чтобы человек Отошёл от грешного мира и присоединился к Небу.
В Храме всё Свято, всё для Бога, всё для освящения человека.
Для Слуха – Святые Песнопения и Молитвы (на необыденном языке); для Обоняния – Сященные Благовония; для Глаз – Иконы, Священнослужители (в особых одеяниях); для Осязания – Иконы, Елей, Святыни; для Вкуса – Святые Дары (в Таинстве Причастия Тела и Крови Господних).
Каждое наше чувство, по нашей Вере, соприкасаясь со Святынями, Освящается, а по совокупности чувств Освящается весь человек. Порой даже люди без всякого Духовного Опыта, входя в Православный Храм, ощущают в нём присутствие великой Тайны, которую мы, Верующие, называем Присутствием Бога.
Что значит приложиться к Иконе?
Мы посредством Иконы словно приветствуем того, кто на ней изображен, испрашиваем его ходатайства о нас Пред Богом, Просим Благословения.
Если же на Иконе Много Святых (например, месяцесловные Иконы), то, прикладываясь к ним, мы можем Молиться: «Вси Святии, Молите Бога обо мне».
А к каким и к скольким Иконам прикладываться – это выбор каждого Христианина.
Необходимо помнить, что в определенное время к Иконам не нужно прикладываться: во время чтения шестопсалмия, дабы не нарушить благоговейность особого момента, когда воспоминается всеобщий Страшный Суд; во время чтения Священного Писания или Проповеди, чтобы не мешать другим; сразу после Причастия (до того, как вы запьёте), чтобы Священные капли Крови с ваших губ не остались на Иконе.
Нет комментариев