Правильный рабочий — тот, который борется. Новые отрасли труда, развитие машиностроений и появления станков с числовым программным управлением повлияло на внешний вид пролетариата. Чтобы понять, где нам агитировать и что говорить надо знать, что из себя представляет рабочий класс. Поэтому вопрос о правильном определении не теоретический этюд, а ключ к вопросам о рабочем классе. Для тех, кто не собирался идти к рабочему класс, поиск его формального описания стал "философски камнем". Кружковцы искали в обществе кальку с определений Ленина и Маркса. Вместо того чтобы обратиться к исследованию живого они всё мастерят голема в надежде, что он оживёт и только тогда они начнут изучать его.
В России бастовали год назад курьеры и полгода назад работники OZONа. Надо было понять, что и почему произошло. Если пролетариат определяется отношением к средствам производства, то в сфере услуг бывает такое, что дальнобойщик владеет своей фурой. Производство услуг и товаров существенно отличается и без объяснений их одним словом не опишешь. Иначе придётся принять, что капиталист тоже производит, просто рабочие места. Не прав ли тогда Константин Сёмин говоря про протест канадских дальнобойщиков: “Звереет мелкий лавочник и то одна, то другая страна становится полигоном для таких антиправительственных манифестаций: это и Бельгия, это и Германия, это и Италия, это и Испания, а вот теперь и в Канаде дальнобои-антиваксеры почти завоевали Оттаву”?
Упростим себе задачу, посмотрим на производителя товара и услуг как просто на производителей, без классового характера. Чем искуснее токарь, тем больше пропасть между заготовкой и деталью: больше труда - больше новых свойств. А курьер старается и трудится над тем, чтобы порученный ему предмет никак не изменялся. Разнится характер труда, но это по-прежнему поддержание товарного производства. В разнице их труда мы видим общее - деятельность рабочего человека, подчинённого капиталу. Значит старое определение верное, но его надо оживить, заполнить своими размышлениями брешь между мыслью классиков и её проявлением.
Начетническое понимание пролетариата метко разбивает в «Государстве и революции» В. И. Ленин: «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа». Поскольку не Маркс открыл классы, а застал их в качестве обобщения у историков, то дополнение, критерии, которые он привносил от себя, касались того рабочего класса, которого он застал. Рабочий класс действительно пока не борется не существует. Конечно, не партии и не говорящие головы рождают пролетариат, а только он сам в процессе борьбы собирает себя по кусочкам.
Из-за образа внешнего врага полицейская дубинка ослабила ремень с бляхой защитницы человеческих прав и свобод. Свободные руки на расхват, капиталисты предлагаю покинуть свою профессию в обмен на лучшие условия. Но 1500 стюардесс «Аэрофлота» устроили итальянскую забастовку и взяли больничный. В 2019-м году акция «Больничный лист», которую проводил профсоюз бортпроводников, не увенчалась успехом. Тогда работников не устраивали низкая зарплата и отправка несогласных с начальством на изучение инструкций. Изучение инструкций не развивает профессиональные качества, для этого пишут учебники и методички. Зато оплачивать самостоятельную подготовку можно МРОТом.
Теперь работники стали «многобазовыми». Это умное слово прикрывает совсем неумное решение менеджеров. Некоторые перелёты считаются «доставкой на базу», поэтому их не оплачивают вовсе и переработки не признают.
Бортпроводники не свергали Николая 2-го, не устанавливали Парижскую коммуну. Они далеки от идеального образа рабочего класса, которого вожделеют фарисеи. На плечи рабочего класса, который в готовом виде выйдет из головы N-ского теоретика марксизма легко переложить задачи по агитации и пропаганде. Зато у борьбы бортпроводников, есть своя история. Сохраняя одни и те же методы борьбы, рабочие овладевают ими, оттачивают. Такая наука лучше, чем самое глубокое книжное знание, потому что только опыт борьбы объясняет рабочему классу, зачем ему нужен марксизм. Он объясняет марксистам задачи, которые ставит пролетариат.
Мы поддерживаем итальянскую забастовку на «Аэрофлоте». Она взывает к солидарности заводских рабочих, потому что только установка демократической власти трудящихся сможет окончательно покончить с переработками, низкими зарплатами и засильем начальства, которое капитал натаскивает «воспитывать» рабочих покорными. Рабочий класс формируется в процессе обмена опытом борьбы между разными прослойками. Делать его из цехового классовым — вот задача нашей агитации.
Для нас, марксистов, это сигнал к тому, чтобы стряхнуть пыль и паутину старых догм, учиться развивать политическую и экономическую теорию. Сфера услуг приносит прибыль, потому что она полезна капиталистическому производству. Когда обязанности приготовить себе пищу и добраться до дома человек перекладывает на частные компании, больше времени он тратит на работу. Часы, которые прибавляются к рабочему дню, приносят больше прибыли, чем новые услуги, цена которых прибавляется к зарплате. Поскольку прибавочная стоимость не создаётся сферой услуг, а извлекается из общего фонда, то кризис капитализма в этом его уголке чувствуется острее, и тяжесть работы толкает работников на передовую классовой борьбы. С другой стороны, развивая сферу услуг, капитализм делает её общественной, и поэтому работники создают реальный мир, так же как производители материальных ценностей, поэтому все они братья по классу — те, кому нечего терять, кроме своих цепей.
На первый взгляд, мы возвратились к первому определению пролетариата, которое разделяло дворника и слесаря. Но теперь, изучив опыт борьбы рабочих, проделав небольшую аналитическую работу над экономикой, мы просто вернулись к прежнему определению на новом уровне. Всё развивается по спирали, и мысли — только наглядный пример этому. Недостаточно читать и изучать классиков, надо опыт рабочего класса, который мы можем наблюдать, доводить до лозунгов более широких забастовок и стачек. Умение их сформулировать и есть теория, которую мы сверяем с нашими предшественниками, чтобы не повторять их ошибок и прибавить, чего не хватило нам. Поскольку мы поднимаем знамя интернационального рабочего класса в борьбе за его свободу, то мы продолжаем мысли Маркса, Энгельса, Ленина и Троцкого, но понять мы их вполне сможем только когда разовьём. Теория не создаёт реальность, но позволяет её правильно понять. Теперь видно, что владение водителя своим такси формально-юридическое. Шашечки на машине диктуют куда ехать. Затраты на неё и на станок один и тот же постоянный капитал. Заставляя работника удерживать из своей зарплаты аренду, агрегатор просто передаёт ему материальную ответственность, сохраняя те же отношения, что и на заводе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев