Валентин Иосифович родился в 1935 году. Второго сентября в семье выходцев из черниговских Прилук Иосифа Рувимовича – военного юриста и Гиты Давыдовны – домохозяйки, появился сын.
Семья была зажиточной по советским меркам, и о маленьком Вале часто заботилась молодая домработница Галя. Гафт впоследствии часто вспоминал её теплые ласковые руки, и хотел повидаться с нею, когда уже стал знаменитым артистом. Но этого так и не случилось…
Именно с её участием произошла досадная случайность, впоследствии спасшая семье жизнь. Накануне войны с фашисткой Германией Галю отправили приобрести билеты в Прилуки, где по-прежнему жила бабушка Вали. Домохозяйка отстояла всю ночь, но билеты ей подсунули фальшивые. В результате отъезд немного сдвинулся, и пришлось приобретать новые билеты. А на следующий день по радио гремело знаменитое выступление Молотова о нападении гитлеровских орд на СССР. В результате Гафты остались в Москве. И это спасло им жизнь, поскольку поезд, в который они должны были сесть, попал под бомбежку.
Отец ушёл на фронт добровольцем. Но маленькому Вале на всю жизнь запомнились проводы на войну 19-летнего двоюродного брата Исайи. Ребенок не мог сдержать слез, и разрыдался в объятьях родного человека. Война на всю жизнь запечатлелась в памяти Гафта оглушительным ревом тревожных сирен, заклеенными крест-накрест окнами, постоянным ожиданием налетов немецкой авиации и томительно тянущимися минутами и часами, проведенным маленьким, закутанным заботливой мамой в одеяло, Валей в бомбоубежищах.
В 1944 году раненного Иосифа Руфимовича привезли в московский госпиталь. Валя с матерью навещали перебинтованного отца. А приходя домой, мальчик давал волю эмоциям: ожесточенно тыкал ножом газетные снимки фашистов, ранивших его папу.
Когда война закончилась, Валентину было 10 лет. Он рос разносторонней личностью, мечтал стать музыкантом, с удовольствием слушал блатные песни во дворе, занимался спортом. Ему очень нравилось ходить в кино, и постепенно мальчик начинает участвовать в самодеятельности.
А время шло. 5 марта 1953 года умирает Сталин. После смерти вождя Гафт с товарищем пошел на его похороны. До дома Союзов, где было выставлено тело Иосифа Виссарионовича они так и не дошли. Провидение опять спасло будущего великого артиста, и страшной давки, ставшей причиной гибели множества людей, ему удалось избежать, хотя в ней погиб одноклассник Гафта. Но уже после похорон Валя с товарищем подошли к Мавзолею, когда выступал Берия.
Актёру на всю жизнь запомнился Лаврентий Павлович в надвинутой шляпе и поднятым воротником. Гафт и не подозревал, что спустя 36 лет, он сам сыграет Берию в фильме Юрии Кары «Пиры Валтасара».
Ещё в старших классах Валентин увлекся театром, исполняя женские роли в школьных спектаклях. Но при этом робким «ботаником» он не был. В 50-60 годах прошлого века почти в каждом дворе были свои бывшие «сидельцы», синие от наколок урки, любители «блатной романтики» и просто наглая и развязная шпана, всегда готовая подраться. Все эти шайки имели «свои» территории, и неласково относились к чужакам, появлявшихся в «заповедниках». И юному Гафту часто приходилось драться, отстаивая свою честь и, чего греха таить, самоутверждаться в этих разборках.
Высокий, здоровенный парень с широкими плечами, к тому времени, увлекшийся боксом (после просмотра фильма «Первая перчатка») давал отпор хулиганам, но и сам получал. В этих уличных драках ему даже выбили несколько зубов, которые потом пришлось вставлять.
Но, тем не менее, Гафт твердо решил стать актёром. После школы он подал заявление в школу-студию МХАТ. Для выступления во втором туре Валентин выбрал басню Крылова «Любопытный». Но её не получалось правильно исполнить. Молодой парень просто не понимал сути сего произведения. И ему опять помог счастливый случай.
На Сокольниках Гафт встретил невероятно популярного в то время актёра Сергея Столярова, исполнявшего главные роли в фильме «Цирк» с Любовью Орловой, блиставшего в сказках «Садко», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная». Легенда советского кинематографа выгуливал своих собак – двух сеттеров. Валентин, нисколько не смущаясь, подошёл и попросил Столярова помочь с декламированием басни. Великий актер согласился, и пригласил молодого парня в свою квартиру, чтобы разобраться с проблемой.
Благодаря помощи Столярова, Валентин был зачислен в МХАТ с оценкой «отлично». Вместе с Гафтом на одном курсе учились Олег Табаков, Евгений Урбанский (сыгравший главную роль в знаменитом фильме «Коммунист») и другие ставшие впоследствии знаменитыми актёрами.
После выпуска Валентин несколько лет работал в разных театрах, перебиваясь эпизодическими и второстепенными ролями. Расцвел он как театральный актёр, только после приглашения Олега Ефремова в «Современник». Работа с такими мэтрами как Галина Волчек, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев позволила Валентину окончательно раскрыться. Его театральные персонажи были удивительно естественны, гармоничны обстановке и при этом неуловимо ироничны.
Кинокарьера у Гафта началась в далеком 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте». Вместе с ним свои первые роли получили Михаил Козаков и Иннокентий Смоктуновский. Но особого впечатления на режиссера и зрителей Валентин тогда не произвел. Да и роль была совсем небольшой – сообщника убийцы. Обладая ярко выраженной харизмой «кинозлодеев», в большинстве картин Гафт играл именно таких персонажей.
В 50-60 годы актёр снялся в нескольких фильмах. Но его типаж не подходил для главных героев того времени. Настоящей удачей была небольшая роль в фильме «Интервенция». Хоть Гафт снялся там в нескольких эпизодах, но его персонаж – крепкий и высокий французский солдат со щегольскими тонкими усиками и европейским лоском запомнился многим зрителям.
В 1975 году Валентин вместе со своим другом Михаилом Казаковым снимается в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя»! Дворецкий Брассет у Гафта, безусловно, получился. В черном фраке и с длинными бакенбардами Валентин Иосифович смотрелся очень колоритно и жизненно – настоящий английский слуга у богатого лорда начала 20-ого века. А его персонаж – забавный жулик с непроницаемым выражением лица и идеальной осанкой, украдкой ворующий спиртное и сигары у хозяев, очень гармонично вписался в общий сюжет комедии.
В 1978 году Гафт получает главную роль в фильме по мотивам романа О. Генри «Короли и капуста». Он играет авантюриста Фрэнка Гудвина по прозвищу «Малыш». Герой Валентина мечтает разбогатеть любыми путями и готов на всё ради этого.
Высокий, широкоплечий, атлетически сложённый Гафт идеально подошел на роль «Малыша». Но сам фильм не пользовался большой популярностью у советских зрителей.
Звездный час Валентина Иосифовича наступил, когда его заметил Эльдар Рязанов, оценивший игру актёра в «Королях и капусте». Режиссер пригласил Гафта сняться в кинокомедии «Гараж». В этом фильме Валентин играл с целой плеядой замечательных советских актёров: Георгием Бурковым, Андреем Мягковым, Ольгой Остроумовой, Игорем Костолевским, Лией Ахеджаковой и многими другими. Но на этом фоне Гафт не только не затерялся, но и, наоборот, блеснул яркой и профессиональной игрой. Его Сидорин стал типичным примером бюрократа, проталкивающего «нужное» решение, защищающего блатных «пайщиков» гаражного кооператива, но при этом очень четко чувствующего настроение общества и при необходимости изменяющего свою позицию на противоположную.
Следующей работой с Рязановым у актёра стало участие в водевиле «О бедном гусаре замолвите слово». Роль командира гусарского полка Покровского словно была создана под Гафта. Ещё крепкий ветеран, бравый подтянутый вояка в шрамах, помнящий, что такое офицерская честь, получился у актера идеально. Наблюдая за его персонажем, так и хочется выкрикнуть слова Станиславского: «Верю»! Живой, бескомпромиссный и честный герой вызывает искреннюю симпатию.
В 1982-ом году Гафт снялся в музыкальной кинокомедии «Чародеи». Валентин Иосифович, используя своё фирменное обаяние и ироничность, превратил подлеца Сатанеева в гротескный и нарочито карикатурный персонаж, вызывающий только веселый смех.
В 1988 году актёр снялся в криминальной драме «Воры в законе» Юрия Кары. Он великолепно сыграл главу местной мафиозной группировки Артура. Уголовник получился у Гафта настолько жизненным, что его по собственному признанию, впоследствии приглашали на сходку авторитетов, от посещения которой Валентин вежливо отказался.
Гафт продолжал сниматься до 2016 года. Он играл Воланда в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994 год), и первосвященника Каифу в одноименном сериале Владимира Бортко (2005 год), был политтехнологом в «Карнавальной ночи 2» и генералом в «Старых клячах» Эльдара Рязанова.
За свою жизнь Валентин Иосифович снялся более в 120 фильмах, начиная с 1956 года. Последний раз он сыграл шамана в «Млечном Пути» в 2016 году. Не все из них можно назвать шедеврами. Но было много хороших интересных фильмов с яркими образами актёра. Несомненно, одно: лучшие сыгранные роли Валентина Гафта – достояние советской эпохи.
Свои злые, но меткие и ироничные строчки Гафт начал писать давно и посвящал их любимым коллегам. Эти творения были, как говориться, не бровь, а в глаз. Совсем немногие герои его стихов действительно обижались. Большинство знакомых считали за честь оказаться среди этих строк.
Валентин Иосифович выпустил несколько сборников своих эпиграмм, выступал с ними на эстраде и актерских капустниках.
Помимо коротких стихотворений, Гафт писал и большие, ёмкие стихи, которые так любят сейчас цитировать его поклонники. В них вся мудрость и тонкие наблюдения артиста.
Его женами были яркая красавица, советская манекенщица Елена Изергина, представительница советской элиты Инна Елисеева, и известная актриса Ольга Остроумова, прожившая с ним до самой смерти. А художница Елена Никитина родила от Валентина внебрачного сына.
12 декабря 2020 Валентина Гафта не стало. О его смерти сообщила жена Ольга Остроумова. Ещё один яркий символ «золотой эпохи» советского кино покинул этот мир.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев