Особенно хорош с этой точки зрения исторический центр, ядерной частью которого проектировщики "назначили" ДК, площадь и парк. Очевидно, на выбор места строительства этих объектов повлияли топография и ландшафтные особенности этого пространства. Старожил Виктор Решетень насчитал на территории города 7 холмов (как в Москве). Не важно, так это или нет, - главное: ДК расположен на самом высоком из них. Некогда лесистые холмы и всхолмия были очищены от густой растительности и началось капитальное строительство главных архитектурных объектов, гражданских и жилых. В 1953 году большая часть центра Бородина была сформирована. Это, по моим подсчётам, 10 кварталов, существующих и ныне: протяжённые участки улиц Октябрьская, Горького и Одним из показателей высокого качества планировки центра города необходимо признать наличие микроклимата и почти полного отсутствия сквозняков (при оптимальных качествах проветриваемости и инсоляции). К несомненным достоинствам центра необходимо отнести и то, что именуется организованной средой. Таким архитектурным ансамблем, который, безусловно, украшает город, можно только восхищаться. Стоит также упомянуть о том, что об этом периоде строительства города оставила замечательные воспоминания А. Д. Инопина, опубликовав их несколько лет назад в газете "Бородинский вестник" (наверняка они сохранились и им можно воспользоваться, как весьма содержательным документом эпохи). Кстати сказать, Александра Дмитриевна участвовала в планировке и строительстве Бородина, более того, была застрельщицей многих прогрессивных начинаний.Архитектурный ансамбль центральной части города, основная часть которого была возведена и обустроена к началу 60-х годов, включал в себя множество элементов, в том числе и скульптурные. Фонтан, к примеру, украшали грации, удерживающие над головами тугосплетённый лавровый венок и изящный античный кувшин. Замечу также, что этот фонтан был богато декорирован, как и фонтаны в парке. Главное: все названные мной объекты, представляли собой единый, правильно сконструированный и скомпонованый пространственный ансамбль, почти идеальный по композиции. Все объекты, включённые в него, были исполнены в одном стиле (советского неоклассицизма, и, возможно, сталинского ампира). Это хорошо видно на фото тех лет: портик и колоннада ДК, декоративная скульптура (лепнина) его фасадов, статуи шахтёров, расположенные вблизи ниш лицевого фасада, а также все парковые изваяния, фонтаны и аллеи, посыпанные мелким речным галечником и песком светлой окраски, комфортные скамьи, мачты освещения, одинаковые и на площади и в парке, оснащённые шаровидными матовыми плафонами... На старых фото запечатлена и жемчужина парка - летний читальный павильон с кольцевой открытой верандой. Не побоюсь назвать это творение первоклассным. И ещё - подлинным шедевром плотницкого и столярного ремесла. Снесли бездумно, бесшабашно, бездарно, как и бОльшую часть объектов паркового дизайна. Как и половину скульптур, включая красавца "Оленя", украшавшего аллею в восточной стороне парка. Аллею, ведущую, между прочим, в туалет - настоящий каменный ватерклозет, если быть точным, а не деревянный "скворечник" без воды и вентиляции. Ещё одна невосполнимая утрата - это обрамляющие площадь ДК высокие газоны, вазоны и тумбы, А также пандус с мраморными ступенями, ведущий к портику. Леонид Конанчук: Владимир, что ты думаешь, о реакции наших земляков на происходящие перемены ? Владимир Гревнев: Участники дискуссии фиксируются на прошлом, не выдвигая ни одного из возможных эстетических критериев. Между тем, оценивать происходящее (процессы преобразования человекоцентричной и культуроцентричной среды), необходимо именно с точки зрения аксиологической (ценностной), в которой преобладают именно эстетические факторы. Но целесообразность новых подходов и решений в организации среды не менее актуальна. Прошлое при этом остаётся не только в нашем сознании, но и в вещественной реальности (в качестве материальных объектов), - никто ведь не покушается на наши сны и воспоминания, равно как и на бОльшую часть исторического наследия города.
Если тебя интересуют культурологические и градостроительные обоснования моей точки зрения, могу привести примеры из новейшей истории Европы (того же Тель-Авива), показав, как и под каким соусом решаются проблемы сосуществования нового и старого в современном мире.
Проглядев Есенина, упустивши Пушкина,
думаю, что люди создать должны
"Общество охраны памятников будущего"
параллельно с Обществом старины. Андрей Вознесенский.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 86