В 1868 году, мимо Фролова и Лыжинки прошла железнодорожная магистраль Царицын-Грязи, которая в последствии соединила Царицын с Москвой. Это придало значительный импульс росту населённого пункта. Хутора Лыжинский и Фролово, стали расти в сторону станционного посёлка — и вскоре объединились с ним. Площадь хутора за пару десятков лет, увеличилась примерно в 1,5-2 раза. В 1870 году построена железнодорожная станция Арчеда, а затем железнодорожный вокзал. В здании вокзала из красного кирпича с большими окнами располагался фельдшерский пункт и небольшой ресторан. Тогда, станция и вокзал, были на окраине хутора. От хутора к уже начинавшей застраиваться привокзальной площади, вела улица, по которой, от площади до южного переезда в несколько рядов стояли большие и маленькие магазины и лавки. Так, в 80-х, 90-х гг. начала застраиваться нынешняя улица Народная. В то время она была очень грязной, особенно после дождя. По этому она стала первой улицей, которую выложили булыжником.
Привокзальная площадь в то время была значительно шире, чем сегодня. Ежегодно, в феврале, здесь проводилась ярмарка, где продавали зерно, муку, крупу, скот, птицу, лес, дрова, хворост и т.д
В результате быстрого роста населения, появилась потребность в церкви. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была построена на пожертвования фроловчан в 1886 году. Здание храма было деревянным на каменном фундаменте. В церкви было два престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в трапезной во имя святителя Николая Чудотворца. При храме открылась церковно-приходская школа. Располагалась церковь на углу нынешних улиц Московской и Революционной (тогда называвшейся Военной) — примерно там, где сейчас находится боковое крыльцо дома культуры, и сквер с недавно построенным фонтаном.
В конце XIX в. в хуторе уже имелась даже аптека. Развивалось кустарное производство.
В 90-х гг. 19 в. в 6 км от города был основан Шуруповский карьер по добычи камня, что так же придало мощный толчок развитию хутора.
В переписи 1897 года фигурировал хутор Лыжинский, он же Фролово, — но в ряде изданий конца XIX века уже употребляется одно название Фролово.
К началу 20 в. в хуторе действовали: кирпичный завод, паровые и ветряные мельницы, пекарни, мыловаренный завод, элеватор.
В 1904 году, известный купец Деев, построил во Фролово красивейший дом. Известно, что купец Деев был крупнейшим хлеботорговцем. Этот дом до сих пор сохранился на улице Народной, в нём находится местное казачье правление, а само здание отреставрировано и является памятником архитектуры федерального значения.
В 1910 г. купец Овчинников организовал первый фроловский кинотеатр «Мираж». В те годы открылся фотосалон Авксентия Ивановича Вишнякова фотографировавшего фроловчан до середины XX в.
В 1912 году, был построен железный клёпанный мост через р. Арчеду.
Его назвали «французский», поскольку большая часть акционеров строительства, были французами. Именно по этому мосту камень из местных карьеров, везли в Царицын.
В 1914 г. во Фролово было около 800 домов, проживало более 3,5 тысяч человек. Хутор состоял в основном из частных деревянных домов на узких улочках.
Самой многочисленной группой фроловчан были казаки – 1 974 человека. Кроме того, постоянно или временно проживало много крестьян. Жили во Фролово мещане, лица духовного сословия, несколько десятков дворян. Служащими станции Арчеда были 279 человек.
Быстрорастущее Фролово, начало становиться довольно большим по тем временам поселением. В город на ярмарки съезжались сотни людей.
В качестве итога, следует отметить, что х. Фролово, во втором десятилетии 20-го века, являлся активно растущим поселением. Открывались магазины, шла в гору торговля.
Однако совсем скоро, мирная жизни казачьего хутора и его жителей оборвётся. Начнётся гражданская война, голод и разруха.
Судьба уготовила суровое испытание для х. Фролово, в которых фроловчане, так же как и все жители страны, проявят небывалую стойкость.
Комментарии 1