Споря с протестантами (мужики, текст и для вас), мы все время пытаемся обосновать почитание святых. Но ничего не говорим о непочитании святых. Например, о том, что почитание не строго обязательно, а также, что часто и не исполняемо.
Давайте, сперва определимся с терминами. Почитание святых двояко. Это и приношение любви, свидетельствуюшее о правде Божией, воплотившейся в жизни конкретных людей. Одновременно с тем, это и научение праведной жизни. Другими словами, я почитаю святого, потому что меня с ним что-то уже роднит, либо потому, что я хочу быть на него похожим. А теперь о непочитании.
Для кого-то неочевидно, но я необязан почитать всех подряд. Например, я, житель ярославшины, могу спокойно игнорировать собор алтайских святых. Я могу причаститься 25 сентября на память прп. Сергия Радонежского, и спокойно не идти в храм 5 июля на обретение его мощей. Я могу отслужить молебен на память блж. Августина Иппонийского и ничего не делать со свт. Николаем Мирликийским. Ни мое спасение, но мое благочестие от этого никак прямо не пострадают.
Какой практический в этом смысл? Если я не чувствую сердечной теплоты при упоминании чьего-либо святого имени и не разделяю всеобщего восторга по поводу какого-либо акафиста, я не буду в этом исповедоваться. Если кому-то хватает Господа, то я не полезу с разъяснениями как душеспасительны четьи-минеи. Потому что почитание святого - это радостная возможность, а не всеобщая повинность.
Теперь о втором непочитании.
Дело в том, что мы на самом деле непочитаем наших святых. По крайней мере, почитание не выходит за рамки "сегодня спою тропарь и величание тому-то, а завтра перед покупкой квартиры закажу молебен вот тому-то". Чему меня учит Никола Угодник? Что я хочу повторять из его жизни?
Или другой пример. Ежемесячно вспоминаются десятки новомучеников. Но у подавляющего большинства есть только житие. То есть, вы мне говорите, что это почитаемый святой, а я ему даже тропарь спеть не могу. Кем он почитаем? И что я должен усвоить из его жизни? Отстаивать правду Божию, не боясь властей? То есть, в день принятия пенсионной реформы - 3 октября - я должен выходить на крестный ход и петь тропари новомучеников?
И мы дружно понимаем, что ничего подобного нет. Святые нужны только для того, чтобы удовлетворить наши мещанские интересы. И здесь я и согласен, и не согласен с протестантами, отвергающими почитание святых. Я и сам отвергаю подобное почитание. Потому что это с моей колокольни и не почитание вовсе.
Комментарии 1