Самую большую благодарность и одновременно вину я ощущаю по отношению к учителю литературы и русского языка Любутской Людмиле Алексеевне. В школьной среде к ней прицепилось нелицеприятное прозвище "Вешалка". Голос у неё был немного гнусавый, но вместе с гримасой брезгливости, он очень шёл ей в моменты отчитывания нерадивого ученика. Не терпела лени, пошлости, вранья, трусости. Кумиром у неё был Владимир Семёнович Высоцкий, с которым вроде как ей посчастливилось лично познакомиться в студенческие годы. Наш подростковый максимализм был ей ещё близок и, наверное, не чужд.
Первый раз мы к ней попали в 7 классе. Русский язык, в отличии от узбекского, мне не давался: правила не запоминались, врожденная грамотность отсутствовала, почерк был безобразный. В итоге я перебивался с двойки на тройку. Удивляюсь, как у меня тогда вообще за четверть иногда выскакивало "хорошо".
С литературой дела обстояли лучше. Читал я много и потихоньку втянулся и в учебную программу. Там у меня была твёрдая четвёрка. В 8-м классе, если не ошибаюсь, были итоговые экзамены по русскому языку, и я смог вымутить только тройку. Она же корячилась мне в аттестат. Чуждый честолюбия, я не стремился в медалисты - медаль бы мне не светила даже без учёта ситуации по русскому. Но и тройку в аттестате видеть не хотелось. Вариант её исправить присутствовал - надо было два последующих года хорошо писать сочинения. Это был стимул.
Сочинения я писал сам: увлечённо, с повторениями, отступлениями и сомнительными выводами. Объем писанины превышал установленные рамки и изобиловал грамматическими и орфографическими ошибками. Оценка такого труда обычно выглядела как 4/3 или чаще 5/2 (где первая оценка по литературе, а вторая -по русскому языку) и не приближала к безтроечному аттестату.
Изучение "подотчётного контингента" - это прямая обязанность учителя, желающего не только донести учебный материал школьнику, но и эффективно привить общественные ценности (задача воспитания, практически отменённая в современной школе). В нашем классе изучение «контингента» Людмила Алексеевна вела, в том числе, на моём примере. Выбор определялся, видимо, активностью бурления биомассы в голове подростка. Однако любопытство друг другом было взаимным. Как следствие несколько человек из класса, могли остаться у неё после урока, чтобы обсудить детально какой-то отвлечённый вопрос – не помню, что именно, но это могла быть передача, книжка, музыка, психологический момент. Доверительное отношение взрослого человека, умной молодой женщины щекотало самолюбие и усиливало бурление.
1983-86 годы. Танцульки на дискотеках проходили под итальянцев, Модерн Толкинг и прочую попсу. А дома и в своём кругу мы слушали рок, в том числе русский: «Машина времени», «Воскресенье», «Динамик», «Круг», «Алиса». Особенно мы уважали Воскресенье: "Когда поймешь умом", "По дороге разочарований", "О чем поёт ночная птица", "Музыкант" - старые хиты, тексты которых знали наизусть, а мелодии разучивали на гитаре. Любутская, выслушав наш (в поддержку беседы на эту тему я мог позвать Алишера Т.) щенячий восторг от творчества группы, попросила послушать записи, а прослушав - вернула, не разделив нашей оценки. Впрочем, свою она так и не сформулировала. Наверное думала, что обосновав противоположное мнение, она разрушит возникшую атмосферу доверия.
Не знаю, каким был ход мыслей Людмилы Алексеевны, но сейчас то я понимаю, что весь этот декаданс нравился подросткам только тем, что давал простое (и потому ложное) понимание смысла жизни: смысла в жизни нет. Сами подростки додуматься до этого не могли и потому напирали на чувственность и образность текстов. А ведь умный человек, зная природу декаданса, мог сделать и следующий шаг в осмыслении феномена "русского андеграунда": разложение - это всегда предвестник революционных событий. Но это уж совсем опасная и невозможная тема для дискуссий с подростками в условиях того времени.
Любутской я обязан четверкой в аттестате по русскому. Она научила писать кратко, избегать сложных предложений и слов, в написании которых я сомневаюсь. Стало получаться лучше. Думаю, она приложила руку и к нормальной характеристике. Она-же подготовила меня к вступительному экзамену в институт – там я получил 4 по сочинению. Вместе с пятёркой по физике и двумя дополнительными баллами (из возможных трёх – круто, правда?) я набрал 11 и поступил даже без экзамена по математике. Кругом ей обязан.
В 1987 году, когда я заскочил в родную школу проведать любимого учителя, она среди дежурных тем вдруг спросила моё мнение о Горбачёве. Не думаю, что ей было что-то непонятно в нём. Скорее проверяла, можно ли говорить со мной серьёзно или ещё нет. Тест я провалил: «
а чё - нормальный, бодрый». Она вздохнула и покачала головой. Больше мы не виделись.
Конечно, это не весь перечень людей, которые были рядом со мной 10 лет школы. Я вспомнил только тех, чьё влияние оставило наиболее яркий след в моей душе и памяти. Низкий поклон живым и светлая память тем, кто уже не с нами.
А ведь были ещё одноклассники, которые также влияли на моё мировоззрение и формировали шаблоны поведения. Спасибо Вам всем, мои дорогие, что были тогда со мной вместе.
Я вас всех нежно люблю.
Комментарии 132
1984-1994. г.г.