В нашем скромном областном центре двенадцать мостов
различного назначения через Ингул, четыре через Сугоклею, три через Биянку, по
одному через Мотузянку и Озерную Балку. Среди них есть мост уникальный,
единственный в своем роде во всей Европе.
Почти сто лет со дня возникновения поселений на обоих
берегах Ингула, которые теперь входят в состав Кировограда, между ними не
существовало транспортных сообщений через реку. Дела уладились после создания в
городе строительного комитета. С ним и связано благоустройство города. Комитет
был подчинен городской думе, возглавлял его городской голова, членами были
полицмейстер (начальник городской полиции), инженер и архитектор, несколько
гласных (депутатов). Одним из первых объектов, построенных за разработками
комитета, был мост через Ингул, назван Великим, потому что он стал продолжением
улицы Большой Перспективной и соединил левобережное разделение по улицам
правого берега реки. Построен мост за средства купца из Кременчуга Иакова
Слюнькова в 1845 году. Этот год надо считать началом мостостроения в
Елисаветграде. Следует отметить, что большинство транспортных и пешеходных
мостов и кладок, имели собственные названия. Перечислим их в порядке
расположения с верховья рек, протекающих в пределах современного Кировограда.
Пригород Лелековку с Николаевкой соединяют два пешеходных перехода. Далее идет внешне мало заметный, но чрезвычайно важный в транспортном отношении каменный мост на улице Киевской (Киевский). Ниже него расположена добротная металлическая кладка, которая служит удобным переходом для жителей западной части города и Балашовка. Продолжением бывшей улицы Вокзальной (теперь Октябрьской революции) является самый длинный и самый мощный в Кировограде мост, построенный в начале 70-х годов прошлого века. До этого вблизи него существовал деревянный транспортный мост, который назывался Керкеруповським (по имени строителя). Он соединял город с бывшим селом Балашовкой. Тоже не очень заметным внешне, но очень «продуктивным» мост является продолжением улицы Островская с выходом через переулок Васильевский на Большую Перспективную. В досоветские времена он имел название Пиковский (спонсор –предприниматель, гласный земства).
Далее поведем речь о других. На Сугоклее, как уже отмечалось, их четыре. Один из них оборудован в верховье реки, возле села Черняховки. Ниже по течению расположен мост – плотина, соединяющая левобережную улицу Садовую с правобережными микрорайонами Арнаутово, Никоноровка, Масляниковка. Самый мощный мост был построен на средства земства при выезде из южной части города на автодороге Елисаветград – Бобринец и назывался Бобринецкий. Через Биянку перекинут мостик между Великой Балкой и улицей Колодезной, другой соединяет улицы Преображенскую и Родимцева на Катранівці. Есть мосты на самой Балке и при слиянии Биянка с Ингулом в районе Кущівки. Для сообщения обоих берегов Мотузянки в районе Николаевки оборудовано металлическую кладку – мостик. Есть еще один довольно «трудолюбивый» транспортный мост на Новой Балашовке.
Стоит сказать о путепроводы, которых несколько в черте Кировограда. Путепровод – инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой в месте их пересечения, которое обеспечивает движение по ней на разных уровнях и дает возможность съезда на другую дорогу. Любой путепровод является мостом. Едва ли не самый большой из них построен в середине 70-х годов прошлого века вблизи аэродрома за Николаевкой. Он стал частью объездной дороги вокруг юго-восточной части города, под мостом проложена автотрасса Кировоград – Знаменка. Подобная постройка расположена в Лелеківкою. Там под мостом на Кишиневской трассе проложены железнодорожные пути. Железнодорожный путепровод расположен возле завода «Гидросила», так называемая Арка. Пешеходный мост оборудован над путями между вокзалом и железнодорожной станцией. Им пользуются часть жителей Николаевки, работники завода «Гидросила» и железнодорожники.
...В январе 1863 года началось строительство первой в Украине железной дороги. Отрезок обустройства колеи Бирзула – Елисаветград согласился финансировать немецкий барон Унгерн-Штернберг, ибо предвидел в будущем колоссальные прибыли для себя. К выполнению работ предприниматель привлек французских специалистов. Именно они разработали проект сооружение стальных мостов – виадуков конструкции инженера А. Эйфеля, создателя знаменитой башни в Париже. На железных дорогах Европы виадуков Эйфеля на то время еще не строили – впервые это должны были сделать на Ингуле. Уникальность моста в том, что при его строительстве применяли изделия из стали, бетона и гранита. Имея сравнительно небольшую длину, покрытие виадука возложена на специальных опорах на высоте 90 метров над уровнем воды. Мост способен выдержать тяжелые нагрузки, устойчив к резонансам и эрозиям, чрезвычайно прочный. В этом не раз убедились желающие его разрушить. В свое время террористы – народники намеревались взорвать мост, когда по нему намечался проезд поезда с российским царем. Но для этого понадобилось бы такое количество динамита, которое невозможно вложить незаметно в стально-гранитное тело виадука. К тому же, мост во все времена охранялся и теперь усиленно охраняется. Бессильными оказались советские и немецкие минеры: первые хотели взорвать мост во время отступления в августе 1941 года, вторые – в январе 1944-го. Мост выдержал яростные артиллерийские обстрелы и боевые удары авиации и артиллерии обоих противников. Движение поездов через мост никогда не прекращался. Еще долго не прекратится.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ! ! ! ЕЛИСАВЕТГРАД - КИРОВОГРАД ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ГОРОДОВ УКРАИНЫ БЫЛ ! ЕСТЬ ! И БУДЕТ ! МИРОЛЮБИВЫЙ ! КРАСИВЫЙ ! ТАЛАНТЛИВЫЙ ! ТЕАТРАЛЬНЫЙ ! И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ! ИСТОРИЧЕСКИЙ ! СПОРТИВНЫЙ ! ПОЭТИЧЕСКИЙ ! ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ! НЕ ТОЛЬКО СВОИМИ ПРОФЕССИАНАЛАМИ , А И АМАТОРАМИ ! И УКРАИНА МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ НАСЕЛЕНИЕМ ЭТОГО ГОРОДА ! ! ! ИСКРЕННЕ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ! ! !
Комментарии 108
прекрасного настроения ! http://www.fonstola.ru/pic/201403/1600x900/fonstola.ru-143378.jpg
ЕЛИСАВЕТГРАД - КИРОВОГРАД ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ГОРОДОВ УКРАИНЫ БЫЛ ! ЕСТЬ ! И БУДЕТ ! МИРОЛЮБИВЫЙ ! КРАСИВЫЙ ! ТАЛАНТЛИВЫЙ ! ТЕАТРАЛЬНЫЙ ! И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ! ИСТОРИЧЕСКИЙ ! СПОРТИВНЫЙ ! ПОЭТИЧЕСКИЙ ! ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ! НЕ ТОЛЬКО СВОИМИ ПРОФЕССИАНАЛАМИ , А И АМАТОРАМИ ! И УКРАИНА МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ НАСЕЛЕНИЕМ ЭТОГО ГОРОДА ! ! ! ИСКРЕННЕ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ! ! !