И, когда в 1983 году, только появились первые способы многофакторного анализа, при составлении баз данных, в которых было около 2000 исследований, мне тоже очень пригодился этот навык.
Уже учась в аспирантуре у профессора Бориса Ильича Кузника, я узнала, что папа тоже был рекомендован в аспирантуру после окончания института, так как проявлял недюжинные способности в науке, но нужно было содержать семью, а аспирантская стипендия не позволяла этого. И он оставил науку. Правда, папа учился всю жизнь.
Его способность получать информацию, как он говорил, «между строк», была удивительной. Это достигалось прицельным вниманием к мелочам и необыкновенной усидчивостью. Он никогда не сидел сложа руки, говорил, что это стыдно, когда кто-то работает, а ты бездельничаешь.
Все что он делал, он доводил до конца и до совершенства. Только лишь когда он 1969 году поступил в МГУ на факультет китайского языка, он вынужден был оставить учебу по семейным обстоятельствам.
Сегодня, читая его переписку с мамой в то время, я вижу, как он переживал из-за своей неспособности к китайскому языку. Но это, как понимаю, была рассредоточенность внимания. Его мысли были с семьей, которая находилась за 6 тысяч км от него, мама с маленьким братиком, я с бабушкой. Ему было очень неловко, что все его усилия, 20-часовые занятия, и только 4 часа на сон, бытовая неустроенность, не дают ему возможности справиться с трудностями освоения китайского языка…
Карточки 2*2 см с китайскими иероглифами, транскрипцией с одной стороны и переводом с другой, у нас были дома очень-очень долго. Этот его метод помогал и мне при изучении английского и в школе, и в аспирантуре. Папа всегда говорил, что нужно учить языки и китайский особенно. В начале 70-х он говорил, что через 30-50 лет мы будем все учиться у Китая. Но мы, к большому сожалению, его не послушали.
Комментарии 8