=======
ПИСЬМО ПФ РФ О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
ПИСЬМО ПФ РФ от 15.12.1997 n ЕВ-09-28/8933 О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА В СВЯЗИ С ЗАДЕРЖКОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 декабря 1997 г. N ЕВ-09-28/8933 О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
В СВЯЗИ С ЗАДЕРЖКОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
В связи с предъявлением пенсионерами исков к Пенсионному фонду Российской Федерации и к региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации о возмещении материального и морального ущерба, причиненного несвоевременной выплатой пенсий, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
При подготовке правовой позиции при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации прежде всего следует исходить из того, что иск заявлен ненадлежащему ответчику, т.е. правовую позицию следует начинать с использования процессуальных норм.
Статьей 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлено, что пенсионное обеспечение осуществляется органами социального обеспечения.
К числу органов социального обеспечения Пенсионный фонд Российской Федерации не относится, т.к. на основании пункта 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1,
Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает сбор и аккумуляцию страховых взносов и осуществляет финансирование расходов на выплату пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
В частности, статьями 64 и 75 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" установлены полномочия районной и городской администрации по назначению и выплате пенсий пенсионерам.
Указанные полномочия осуществляются органом социальной защиты районной (городской) администрации.
Пенсионный фонд Российской Федерации в правоотношения по выплате пенсий с пенсионером не вступает.
Средства на выплату пенсий направляются органам социальной защиты населения, которые осуществляют выплату пенсий непосредственно пенсионерам.
На основании изложенного Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения не могут быть привлечены в качестве ответчика по данному делу, являются ненадлежащими ответчиками и на основании статьи 36 Гражданского процессуального кодекса РСФСР должны быть признаны ненадлежащими ответчиками.
Исходя из изложенного, надлежащим ответчиком по данному делу должен быть районный (городской) орган социальной защиты, который осуществляет выплату пенсий в соответствии с действующими законами.
При этом региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации следует учитывать, что если истец не дает согласия на признание регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации ненадлежащим ответчиком, то суд оставляет региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в деле и привлекает второго ответчика.
Оставаясь в деле, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения при дальнейшей защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации должны строить правовую позицию, руководствуясь нормами материального права.
Кроме того, при рассмотрении дела следует обратиться к суду о признании на основании части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РСФСР общеизвестным фактом неплатежи в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации считает, что факт неплатежей и задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации как со стороны плательщиков страховых взносов, так и со стороны федерального бюджета является общеизвестным, степень распространенности сведений в масштабах всей страны обеспечена как средствами массовой информации, так и федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами (данными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливались меры по нормализации расчетов плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации, например, Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 189 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации").
Региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации должны доказать, что принимали все меры для погашения задолженности по финансированию выплаты пенсий перед органами социальной защиты.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлено равенство прав граждан перед законом.
Взыскивая средства по решению районного народного суда в пользу одного пенсионера, тем самым нарушаются права других пенсионеров, которые финансируются из одного источника - бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, срок выплаты пенсий которым будет отодвинут, т.к. это с неизбежностью приведет к нарушению графика очередности выплат пенсий органами социальной защиты.
Этой же позиции придерживается и Генеральная прокуратура Российской Федерации (письмо заместителя генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова от 16 мая 1997 г. N 8-2226-97).
Кроме того, действующим законодательством о государственном пенсионном страховании и обеспечении не предусмотрено норм, устанавливающих выплаты возмещения материального ущерба в связи с задержкой выплаты пенсий.
Очень часто пенсионеры в обоснование своих требований ссылаются на статью 53 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Однако ссылки пенсионеров на статью 53 Конституции неосновательны, т.к. в ней речь идет о возмещении государством вреда гражданам, пострадавшим от незаконных действий (или бездействий) органов государственной власти.
Пенсионный фонд Российской Федерации к органам государственной власти не относится, что подтверждается положениями Указов Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти", от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Исходя из изложенного следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации не может привлекаться в качестве надлежащего ответчика по искам, предъявляемым к государственным органам.
Суды общей юрисдикции при отказе в выплате сумм материального ущерба аргументируют свою позицию и тем, что не могут возлагать ответственность за задержку выплаты пенсии на Пенсионный фонд Российской Федерации, т.к. Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации предусмотрена "не выплата государственных пенсий", а "финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий".
При подготовке правовой позиции по вопросу возмещения морального ущерба, причиненного задержкой выплаты пенсий, следует руководствоваться письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 апреля 1996 г. N ЮЛ-09-11/2373-ИН "О возмещении морального вреда".
Заместитель Председателя Правления Е.Я. ВАСИЛЬЕВПИСЬМО ПФ РФ О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
ПИСЬМО ПФ РФ от 15.12.1997 n ЕВ-09-28/8933 О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА В СВЯЗИ С ЗАДЕРЖКОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 декабря 1997 г. N ЕВ-09-28/8933 О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
В СВЯЗИ С ЗАДЕРЖКОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
В связи с предъявлением пенсионерами исков к Пенсионному фонду Российской Федерации и к региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации о возмещении материального и морального ущерба, причиненного несвоевременной выплатой пенсий, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
При подготовке правовой позиции при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации прежде всего следует исходить из того, что иск заявлен ненадлежащему ответчику, т.е. правовую позицию следует начинать с использования процессуальных норм.
Статьей 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлено, что пенсионное обеспечение осуществляется органами социального обеспечения.
К числу органов социального обеспечения Пенсионный фонд Российской Федерации не относится, т.к. на основании пункта 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1,
Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает сбор и аккумуляцию страховых взносов и осуществляет финансирование расходов на выплату пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
В частности, статьями 64 и 75 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" установлены полномочия районной и городской администрации по назначению и выплате пенсий пенсионерам.
Указанные полномочия осуществляются органом социальной защиты районной (городской) администрации.
Пенсионный фонд Российской Федерации в правоотношения по выплате пенсий с пенсионером не вступает.
Средства на выплату пенсий направляются органам социальной защиты населения, которые осуществляют выплату пенсий непосредственно пенсионерам.
На основании изложенного Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения не могут быть привлечены в качестве ответчика по данному делу, являются ненадлежащими ответчиками и на основании статьи 36 Гражданского процессуального кодекса РСФСР должны быть признаны ненадлежащими ответчиками.
Исходя из изложенного, надлежащим ответчиком по данному делу должен быть районный (городской) орган социальной защиты, который осуществляет выплату пенсий в соответствии с действующими законами.
При этом региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации следует учитывать, что если истец не дает согласия на признание регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации ненадлежащим ответчиком, то суд оставляет региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в деле и привлекает второго ответчика.
Оставаясь в деле, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения при дальнейшей защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации должны строить правовую позицию, руководствуясь нормами материального права.
Кроме того, при рассмотрении дела следует обратиться к суду о признании на основании части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РСФСР общеизвестным фактом неплатежи в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации считает, что факт неплатежей и задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации как со стороны плательщиков страховых взносов, так и со стороны федерального бюджета является общеизвестным, степень распространенности сведений в масштабах всей страны обеспечена как средствами массовой информации, так и федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами (данными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливались меры по нормализации расчетов плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации, например, Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 189 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации").
Региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации должны доказать, что принимали все меры для погашения задолженности по финансированию выплаты пенсий перед органами социальной защиты.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлено равенство прав граждан перед законом.
Взыскивая средства по решению районного народного суда в пользу одного пенсионера, тем самым нарушаются права других пенсионеров, которые финансируются из одного источника - бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, срок выплаты пенсий которым будет отодвинут, т.к. это с неизбежностью приведет к нарушению графика очередности выплат пенсий органами социальной защиты.
Этой же позиции придерживается и Генеральная прокуратура Российской Федерации (письмо заместителя генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова от 16 мая 1997 г. N 8-2226-97).
Кроме того, действующим законодательством о государственном пенсионном страховании и обеспечении не предусмотрено норм, устанавливающих выплаты возмещения материального ущерба в связи с задержкой выплаты пенсий.
Очень часто пенсионеры в обоснование своих требований ссылаются на статью 53 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Однако ссылки пенсионеров на статью 53 Конституции неосновательны, т.к. в ней речь идет о возмещении государством вреда гражданам, пострадавшим от незаконных действий (или бездействий) органов государственной власти.
Пенсионный фонд Российской Федерации к органам государственной власти не относится, что подтверждается положениями Указов Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти", от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Исходя из изложенного следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации не может привлекаться в качестве надлежащего ответчика по искам, предъявляемым к государственным органам.
Суды общей юрисдикции при отказе в выплате сумм материального ущерба аргументируют свою позицию и тем, что не могут возлагать ответственность за задержку выплаты пенсии на Пенсионный фонд Российской Федерации, т.к. Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации предусмотрена "не выплата государственных пенсий", а "финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий".
При подготовке правовой позиции по вопросу возмещения морального ущерба, причиненного задержкой выплаты пенсий, следует руководствоваться письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 апреля 1996 г. N ЮЛ-09-11/2373-ИН "О возмещении морального вреда".
Заместитель Председателя Правления Е.Я. ВАСИЛЬЕВПИСЬМО ПФ РФ О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
ПИСЬМО ПФ РФ от 15.12.1997 n ЕВ-09-28/8933 О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА В СВЯЗИ С ЗАДЕРЖКОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 декабря 1997 г. N ЕВ-09-28/8933 О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
В СВЯЗИ С ЗАДЕРЖКОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
В связи с предъявлением пенсионерами исков к Пенсионному фонду Российской Федерации и к региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации о возмещении материального и морального ущерба, причиненного несвоевременной выплатой пенсий, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
При подготовке правовой позиции при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации прежде всего следует исходить из того, что иск заявлен ненадлежащему ответчику, т.е. правовую позицию следует начинать с использования процессуальных норм.
Статьей 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлено, что пенсионное обеспечение осуществляется органами социального обеспечения.
К числу органов социального обеспечения Пенсионный фонд Российской Федерации не относится, т.к. на основании пункта 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1,
Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает сбор и аккумуляцию страховых взносов и осуществляет финансирование расходов на выплату пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
В частности, статьями 64 и 75 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" установлены полномочия районной и городской администрации по назначению и выплате пенсий пенсионерам.
Указанные полномочия осуществляются органом социальной защиты районной (городской) администрации.
Пенсионный фонд Российской Федерации в правоотношения по выплате пенсий с пенсионером не вступает.
Средства на выплату пенсий направляются органам социальной защиты населения, которые осуществляют выплату пенсий непосредственно пенсионерам.
На основании изложенного Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения не могут быть привлечены в качестве ответчика по данному делу, являются ненадлежащими ответчиками и на основании статьи 36 Гражданского процессуального кодекса РСФСР должны быть признаны ненадлежащими ответчиками.
Исходя из изложенного, надлежащим ответчиком по данному делу должен быть районный (городской) орган социальной защиты, который осуществляет выплату пенсий в соответствии с действующими законами.
При этом региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации следует учитывать, что если истец не дает согласия на признание регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации ненадлежащим ответчиком, то суд оставляет региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в деле и привлекает второго ответчика.
Оставаясь в деле, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения при дальнейшей защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации должны строить правовую позицию, руководствуясь нормами материального права.
Кроме того, при рассмотрении дела следует обратиться к суду о признании на основании части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РСФСР общеизвестным фактом неплатежи в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации считает, что факт неплатежей и задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации как со стороны плательщиков страховых взносов, так и со стороны федерального бюджета является общеизвестным, степень распространенности сведений в масштабах всей страны обеспечена как средствами массовой информации, так и федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами (данными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливались меры по нормализации расчетов плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации, например, Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 189 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации").
Региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации должны доказать, что принимали все меры для погашения задолженности по финансированию выплаты пенсий перед органами социальной защиты.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлено равенство прав граждан перед законом.
Взыскивая средства по решению районного народного суда в пользу одного пенсионера, тем самым нарушаются права других пенсионеров, которые финансируются из одного источника - бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, срок выплаты пенсий которым будет отодвинут, т.к. это с неизбежностью приведет к нарушению графика очередности выплат пенсий органами социальной защиты.
Этой же позиции придерживается и Генеральная прокуратура Российской Федерации (письмо заместителя генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова от 16 мая 1997 г. N 8-2226-97).
Кроме того, действующим законодательством о государственном пенсионном страховании и обеспечении не предусмотрено норм, устанавливающих выплаты возмещения материального ущерба в связи с задержкой выплаты пенсий.
Очень часто пенсионеры в обоснование своих требований ссылаются на статью 53 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Однако ссылки пенсионеров на статью 53 Конституции неосновательны, т.к. в ней речь идет о возмещении государством вреда гражданам, пострадавшим от незаконных действий (или бездействий) органов государственной власти.
Пенсионный фонд Российской Федерации к органам государственной власти не относится, что подтверждается положениями Указов Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти", от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Исходя из изложенного следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации не может привлекаться в качестве надлежащего ответчика по искам, предъявляемым к государственным органам.
Суды общей юрисдикции при отказе в выплате сумм материального ущерба аргументируют свою позицию и тем, что не могут возлагать ответственность за задержку выплаты пенсии на Пенсионный фонд Российской Федерации, т.к. Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации предусмотрена "не выплата государственных пенсий", а "финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий".
При подготовке правовой позиции по вопросу возмещения морального ущерба, причиненного задержкой выплаты пенсий, следует руководствоваться письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 апреля 1996 г. N ЮЛ-09-11/2373-ИН "О возмещении морального вреда".
Заместитель Председателя Правления Е.Я. ВАСИЛЬЕВ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3