I. В заключении Евангелия от Иоанна читаем, что «суть и ина многа, яже сотвори Иисус, яже не суть писана в книгах сих» (Евангелиях) (Иоан. 21, 25). Одно из таковых, не писанных в Евангелии, чудесных действий Иисуса Христа, служит, братия, основанием настоящего празднества.
До Авгаря, едесского владельца, как говорит древнее предание, страдавшего неисцельною болезнию, дошел слух, что в Иудее явился необыкновенный муж, называемый Иисусом, Который одним словом исцеляет всякие болезни. Движимый желанием здравия, Авгарь немедленно отправляет одного из своих слуг, по имени Ананию, сведущего в искусстве живописи, с письмом к великому Чудотворцу, в коем содержалось приглашение прийти в Едессу для подания исцеления ее владельцу. Вместе с тем дано было повеление Анании снять, неведомо от Чудотворца, изображение лица Его. Анания успешно исполнил одну часть своего поручения, – вручил письмо своего владельца, и получил сам в ответ письмо, в котором было сказано, что Божественному Чудотворцу надлежит оставаться неисходно в Иудее, до дня Своего вознесения на небо, но что после сего события к Авгарю послан будет один из Его апостолов с спасением не только телесным, но и душевным. Но другую часть поручения – снять изображение лица Иисусова, Анания никак не мог исполнить: Божественный образ оставался превыше всех усилий искусства, и художник никак не находил желанного сходства в своем изображении с великим подлинником. Сердцеведец видел все это и не восхотел, чтобы труд Анании и усердие его владыки остались без награды. Омыв нарочно в присутствии его лице Свое водою, Он отер его убрусом, – и вдруг на сем убрусе со всею точностию отпечатлелся Его божественный образ, который составил драгоценнейший дар для едесского владельца. По вознесении Спасителя на небо, исполнено было обещание и касательно послания Авгарю апостола. Фаддей, один из семидесяти апостолов, достигши Едессы, преподал ему исцеление от недуга телеснаго, и вместе с тем доставил ему и его подданым спасение вечное, окрестив их во имя Господа Иисуса. А нерукотворенный образ Спасителя и по кончине Авгаря долго составлял необоримую стену для Едессы от врагов видимых и невидимых, доколе не приобретен, как драгоценное сокровище, Романом, царем греческим, и не перенесен в Константинополь в шестнадцатый день месяца августа, – по какому случаю и получило начало нынешнее празднество.
II. Таким чудесным изображением пречистого лица Своего на убрусе Иисус Христос благословил быть иконам. Известно также, что евангелист Лука был живописец и написал несколько икон Божией Матери, которые вскоре и сделались предметом поклонения. Как только стали строиться христианские храмы, иконы явились необходимым их украшением.
а) Почитать иконы и с благоговением к ним обращаться есть потребность нашей души. Кому не случалось слышать, или примечать, какое для людей, в разлуке находящихся, имеют значение изображения лиц чтимых и любимых, с которыми разлучены? Дочь, пораженная горем, устремляется к изображению своей милой и дорогой матери и пред бездушным веществом, на котором вид ее отпечатлен, изливает свои слезы и печали, просит ее благословения и молитв. Муж, лишившийся любимой супруги, делившей с ним и скорби, и радости жизни, не отводит очей от ее изображения, поведает ей, как живой, тяжесть своего одиночества, переносится воображением и желанием в страну неизвестную, туда, где она.
б) Если так естественна и так сильна в сердце человека потребность видеть пред собою художеством отпечатленные лица близких и родных, то эта потребность принимает высшее, священное значение, как скоро приближает душу верующую к миру небожителей. По мере, как узнаем их жизнь благочестивую, их учение и силу чудотворную, воображаем их участь блаженную, мы естественно располагаемся к любопытству: каков был их наружный вид. Этому доброму желанию и удовлетворяет иконопочитание. С другой стороны, видя лики святых, припоминаем их добрыя дела, в пример для подражания; и веруя в общение их с нами, в их предстательство пред Богом, мы побуждаемся и чествовать их, и призывать на молитву.
в) Если иногда и появлялось иконоборство, то от внешних причин, а отнюдь не из сущности христианства. Полагают, что первоначально гонение на иконы воздвигнуто было мусульманами, которые по изуверству смешивали иконопочитание с идолопоклонством. И ныне, от чего пренебрежение к иконам, их изгнание из христианских домов? От легкомысленнаго, идолопоклоннического порабощения духу времени. Им увлекаясь, иные украшают обильно стены своих жилищ картинами и светописными изображениями; а то место оставляют пустым, где следует быть иконам, суемудренно рассуждая, что поклонение Богу должно быть духовное. Правда, Христос сказал, что истинные поклонницы поклонятся Богу духом (Иоан. 4, 23); но Сам же оставил нам Свой нерукотворенный образ и Сам употреблял коленопреклонную молитву. Отсюда надлежит только то заключить, что поклонение иконам должно быть духовное, а не суеверное.
III. Да не стыдимся почитать иконы и поклоняться им: ибо, как изъясняли отцы собора, утверждая иконопочитание, – честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней. (Сост. по проп. Иннокентия, архиеп. херс., т. I).
(Свящ. Гр. Дьяченко).
Нет комментариев