Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о 97-м псалме, который имеет преднаписание: псалом Давиду, 97 – и говорит нам о двух Пришествиях Христовых. Почему псалом Давиду? Пророк Давидом называет Христа, Который пришел в этот мир и спас род человеческий.
«Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь». Почему же песнь новую нужно воспевать Господу? Господь сотворил великое чудо, это чудо – Его Боговоплощение: Он пришел на эту землю, взял на Себя плоть человеческую, чтобы привести человека к спасению. Поэтому и повелевает псалмопевец воспеть Господу новую песнь: она будет раскрывать все чудные дела Господни, которые Он сотворил на земле, все Его чудеса и великую милость, явленную Господом всему роду человеческому. Мы знаем, что Господь без Своего внимания никого не оставлял во время Своего земного служения, и не только когда проповедовал – нет, Господь показал Свою сущность и сказал всем и каждому из нас, что всегда с любовью относится к человеку, и того, кто приходит к Нему с прошением, принимает и помогает ему. Он Сам сказал: «Просите, и дастся вам». Вот и подает Он великую милость всякому, кто просит Его. И псалмопевец призывает, чтобы мы не молчали, а говорили всем о дивных делах Господа, воспевали Ему благодарственную песнь за Его великую милость.
«Спасе Его десница Его и мышца святая Его». Если говорится: воспойте Господеви песнь нову, то, конечно же, указывается, Кто явил Свою мышцу – Господь явил Свою руку десную и мышцу Свою: рукою Господа называется Вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий, Который пришел и спас нас всех от рабства врагу рода человеческого.
«Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Под словом «спасение» мы понимаем Боговоплощение, приход Господа на землю – с этого начинается спасение рода человеческого. И об этом говорит нам само Священное Писание Нового Завета словами святого Симеона Богоприимца: Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Спасением Священное Писание называет нашего Господа, Который ради этой цели и приходит на землю, жертвует Самим Собой, принимает не только поругание и поношение, но и крестные страдания, чтобы человек вместе с Господом мог приобщиться к смерти и воскресению, то есть к вечной жизни. «Пред языки откры правду Свою» – действительно, Господь открыл правду не только перед одним израильским народом, но изгнал врага рода человеческого и изъял из его рук весь род людской, и это открыл не одному народу, а всем народам земли: все знают о дивных и чудных делах, что Господь сотворил ради всех нас, недостойных.
«Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Здесь опять и подтверждение пророчества, и как бы указание, Кто же будет соделывать спасение – Тот, Кто Иакова назвал Израилем, Кто боролся с ним, Тот и совершил дело спасения, исполнение того, о чем было ранее сказано Господом: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Через что увидели люди спасение? Они увидели спасение Бога нашего через ту проповедь, которую понесли святые апостолы – они неутаенно проповедовали обо всех чудных делах Господа и, конечно, о Его страданиях, крестной смерти, воскресении и о том, как Господь являлся им и утверждал их в вере. Поэтому спасение в полной мере донесено даже до сего дня, до каждого из нас, и вся земля знает о чудных и славных делах Бога нашего.
«Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте». Псалмопевец призывает к прославлению Бога, призывает воскликнуть: кричать – это значит доносить ту великую радость, которую человек получил, до слуха многих и многих людей. Когда радость наполняет человека, он не может ее удержать и начинает кричать, проявляет массу эмоций, чтобы ее донести до всех окружающих. И, конечно, когда человек радуется, он поет, прославляет Господа и благодарит Его за то, что Господь такое чудо явил всему роду человеческому. Если мы до конца осознаем то великое, что Господь дал человеку, то не сможем пребывать в грусти: вся наша земная печаль ничто по сравнению с тем, что Господь сделал для нас. Мы должны печалиться лишь тогда, когда спасение уходит от нас, – а все земное преходяще: богатый не бывает постоянен в богатстве своем, и бедный не бывает без утешения в жизни земной. Господь заботится о каждом и дает, в меру восприятия этим человеком, благодать, которая необходима для полной и достаточной жизни того или иного человека. Поэтому преподобный Серафим Саровский говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» – Если Христос воскрес, если Он пострадал ради тебя, о чем ты печалишься? Перед тобой вечная жизнь. Жизнь не заканчивается, даже когда человек умирает, – наоборот, человек только начинает приобщаться к вечности; в любом случае радость должна быть на нашем лице.
Не случайно апостол Павел призывает каждого из нас: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите» – радоваться нужно всегда. О чем? О Христе Иисусе Господе нашем. Может быть, мало радостных эмоций бывает в нашей жизни, но лишь только потому, что, даже будучи людьми, ходящими в церковь и читающими Священное Писание, мы не в полноте приняли глубину духовной жизни, которая помогает еще здесь открыть Божественный мир, проникнуть в тайну Боговоплощения и связать себя с вечностью. Именно оттого и происходит печаль, что мы еще недостаточно достигли этого духовного состояния и духовного понимания, что все проблемы и заботы, с которыми мы сталкиваемся, – вовсе не наши проблемы и заботы: на них не нужно обращать сильного внимания и тратить свое драгоценное время, а нужно радоваться и веселиться, что Господь позаботился о нас, что Он дает нам столько сил и крепости в этой жизни и, самое главное, искупил нас от клятвы Закона и дал каждому из нас возможность войти в Его Небесное Царствие, для каждого верующего в Него уже уготовал обители у Отца Небесного. Наше стремление должно быть сопряжено с поиском того пути, который приведет нас в Царствие Небесное.
Сейчас мир специально завлекает в свои суетные сети человека, чтобы тот отошел от мыслей о Господе и думал о чем-то постороннем, что вовсе не касается его. Жизнь и судьбы чужих людей искусственно сочиняются и предлагаются нам через средства массовой информации. Поэтому самое главное – это стремление приобщиться к Господу, тогда радость действительно будет в тебе, ведь ты защищен Богом, ты любим и искуплен Им. И тебе нечего бояться, и ты действительно будешь радоваться, за все благодарить Господа и прославлять Его. И этой радости ты не сможешь скрыть внутри себя, ибо от избытка сердца начинают глаголать уста.
«Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте». Опять глубокие слова, как мы должны воспевать Господа и как можем достигнуть такого состояния. Когда есть гармония, гусли и «глас псаломсте» – это наша душа и тело: святые отцы говорят, что должна быть гармония между душой и телом, и тело должно жить согласно твоему духовному совершенству и совершенствоваться постоянно. Тогда у тебя не будет противоречий, и ты в чистоте и правде будешь прославлять Господа. Какое прославление? Если мы говорим в гуслех и гласе псаломсте, то, как отмечают святые отцы, это прославление должно быть и деятельным, и созерцательным. Деятельное – это когда мы веру свою будем закреплять и показывать через добрые дела. Созерцательное – нельзя, чтобы ум не пребывал в Боге, в молитве. Если ум в таком состоянии, то будет правильное славословие, и от этого ты будешь получать богатство духовного состояния.
«В трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем». Труба всегда громогласна, ее слышно, и звук ее призывает к каким-то определенным действиям. Здесь псалмопевец говорит, что мы должны быть настолько деятельны, что должны в трубах кованых прославлять Господа, говорить всем о Его милости. Очень важную мысль выражает псалмопевец, призывая каждого из нас посвящать свое определенное время для трубы, то есть трубить. Есть такое выражение в нашей жизни: «Что ты трубишь?» (то есть: «Что ты говоришь всем об этом?») Вот здесь как раз призыв всем говорить о своей вере, о своем уповании: о том, почему ты веришь, что тебе дает вера, – так, как говорили нам наши бабушки, наши родители, воспитывая нас, желая, чтобы мы были церковными, духовными людьми и жизнь свою связали с Христом, стремились жить по заповедям Божиим и познали богатство и глубину святого православия.
Здесь такой же призыв – вострубить: каждый из нас в какой-то степени должен быть апостолом или равным апостолам по миссионерскому служению, которое помогает и другим людям приобщиться к глубинам не только мудрости христианской, не только к познанию Бога, но и к результату, который имеет верующий человек. Мы говорили об этом: человек приобретает радость и успокоенность в этой жизни, обретает Самого Господа, – а Господь никогда Своих не оставляет. Так вели себя апостолы, так вели себя жены-мироносицы, которые после воскресения Господа пошли во все концы вселенной и проповедовали о Христе воскресшем. Мы порой говорим, что у нас нет времени, что есть трудности семейного непонимания: муж не хочет, дети не хотят воспринимать, бабушка (или дедушка) говорит: «Зачем вы это им сейчас говорите? Им это сейчас не надо, когда вырастут – поймут, примут». Но разве служение апостолов было легким? Оно было очень тяжелым, сопровождалось различными искушениями, испытаниями, их не раз заключали в темницу, их побивали камнями, их не воспринимали. Как святому апостолу Павлу в ареопаге сказали? «Послушаем тебя в другое время»... Они не могли понять его слов, не могли принять их до определенного времени, пока Господь им этого не открыл.
Эти же проблемы и в нашем служении Господу: когда мы будем трубить, говорить о Господе в семьях, порой будет и непонимание. Но все-таки труба призывает к определенным действиям, и наши слова тоже будут рождать определенные действия уже христианского характера: не отторжение веры, а некую внутреннюю расположенность к вере. А потом потихонечку человек будет осознавать, что он не может быть нехристианином.
Буквально сегодня, перед записью этой передачи, на улице ко мне подошли молодые люди – они верующие, они катались на велосипедах и, увидев священника, который идет в рясе, с крестом, стали шептаться. Я услышал их разговор: «Вот батюшка. Давай пойдем и возьмем у него благословение». То есть когда человек потихонечку воцерковляется, он уже не стесняется, хотя и много народу вокруг может гулять, он становится православным человеком и через свои действия является трубой и для многих примером, когда, не стесняясь, исповедует свою веру. Когда смотришь на лица таких людей, они светлые, чистые: видно, что Господь (и христианство) облагородил их не только внутренне, но и внешне. Так что каждый из нас должен быть трубой, свидетельствующей о воскресшем Господе, Который пришел на эту землю и принес спасение для всего рода человеческого.
«Да подвижится море и исполнение eго, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются». Псалмопевец говорит: «Пусть эта труба, этот глас народа верующего сотрясает эту землю». «Да подвижится море» – житейское море: это вся наша земля, вся наша жизнь. И мы подвижимся. Какое это движение, движение к кому? От своего неверия – к вере. Или, как было в древности, когда Господь пришел проповедовать, от идолопоклонства – к истинному богопознанию и богопочитанию. Стремление должно быть везде и всюду. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются – радуется от спасения, которое Господь принес, не только род человеческий, но земля, море, горы. Горы, конечно, не отделены от земли, но они показывают высоту стремления, а значит, открывают нам, что есть еще и горний мир, который тоже радуется не только замыслу Бога о человеке, но и о реальном действии Господа ради спасения рода человеческого: радуется вся Вселенная. Реки восплещут рукою вкупе – вместе они тоже могут радоваться, ведь с реками связано очень многое. Когда Господь вошел для Крещения Своего в реку Иордан, то радость произошла, наверное, во всех реках о величии и значимости этих водных источников, мимо которых Господь не прошел.
Господь сказал о каждом верующем человеке: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». Рекою называется проповедь, которая возглашается человеком во всей вселенной, и от этого происходит внутреннее рукоплескание и радость за тех, кто обрел Христа в своей жизни. И мы видим: если в жизни человек обретает Христа, то сильно меняется, становится радостным. Он говорит: «Господи, а как я раньше без Тебя жил? Как я мучился, как мне было сложно и трудно. А теперь я пребываю в радости и в благости, ибо я познал, нашел Тебя. Ты даешь мне внутреннюю силу, такое укрепление, что все испытания, с которыми я встречаюсь, Твоею благодатью имею возможность преодолеть, и они не выводят меня из внутреннего благостного состояния». Это действительно так: на самом деле страшно потерять Господа, а еще страшнее прожить всю жизнь и не обрести Его. Поэтому человек имеет внутреннюю радость, успокоенность и полноту счастья, только когда обретает Господа на своем жизненном пути.
«От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию» – здесь говорится уже о Его Втором Пришествии, когда Господь придет судить всю вселенную. Первое Пришествие Господа было по милости – Он пришел не судить, а спасти род человеческий, пришел человеку явить полноту этой жизни, гармонию души. И это великая милость Божия. Мы сами знаем, повторюсь, когда человек обретает Бога, он говорит: «Какая милость Божия, что Господь сделал меня человеком верующим! Убрал меня от неправды, очистил меня от грехов и пороков, которые сопровождали мою жизнь до того момента, пока я не узнал Христа!»
Второе же Пришествие будет совершенно другим: Господь идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию – Он будет судить в правде всякого человека и каждому воздаст по делам его. Суд Господа будет милостивым к человеку, но все-таки правда Божия будет присутствовать на этом суде.
Вот такой удивительный и очень теплый псалом, который открывает нам Первое и Второе Пришествие Христово и наше участие в этом событии. Господь это делает не для Себя, а для каждого из нас, и от нас зависит, насколько мы с вами внутренне будем жить в этой жизни в радости и благодарности Богу. Ведь если мы не будем участвовать в прославлении Господа, то не будет у нас радости, не будет понимания, для чего Господь пришел, останется только одна суета земная. Но, приняв эту благодать, эту великую радость, мы не должны скрывать ее в себе, мы должны ее передать своим близким, должны вострубить о ней, как говорит псалмопевец Давид, в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем – обязательно надо трубить, прославлять Бога, нужно говорить о Его милости.
Эти слова должны быть не только богословского порядка, это могут быть и наши жизненные слова, обращения, рассказы – как и наши бабушки, родители рассказывали нам о милости, которую Господь им явил в жизни, на конкретных примерах. Они очень здорово помогают познать милость Божию: с одной стороны, есть некое теоретическое знание, а с другой – наше практическое познание Бога через милость, что Он явил в нашей жизни: сколько раз Он нас защищал, помогал, отводил от нас какие-то горести, проблемы, болезни, немощи. Об этом надо обязательно делиться со своими близкими, передавать им веру. Они будут понимать, что мы верим не просто так, а потому, что Господь участвовал в нашей жизни, помогал нам и всегда стремился облегчить нашу земную жизнь, чтобы мы не унывали, не запечалились, а везде чувствовали Его помощь и поддержку.
Но в то же время мы должны контролировать свою жизнь, потому что если первое Его явление было по милости Божией – Он пришел спасти род человеческий, то во Второе Пришествие Он будет судить вселенную по Своей Божественной правде.
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
см видео по ссылке:
https://youtu.be/DACm7pt_brU
Нет комментариев