I. К свв. врачам, бессребренникам Киру и Иоанну, перенесение мощей коих ныне воспоминается, больные обращались не только при жизни их, но и по смерти. Так у одного градоначальника заболел сын; безуспешно лечили его местные врачи. Отец с сыном обратились наконец к безмездным врачам Киру и Иоанну, которые явились больному и приказали «оставить ему свою гордость» и в доказательство смирения потребовали, чтобы он сам вымел храм их. Больной исполнил требование – и исцелился. Когда чрез несколько времени он опять забыл данный ему урок, болезнь снова повторилась. Теперь он должен был носить воду больным, чтобы получить исцеление.
II. Из приведенного рассказа из жизни свв. бессребренников Кира и Иоанна вы видите, братия, как пагубна гордость и как необходимо для христианина смирение, чтобы привлечь к себе ходатайство свв. угодников и милость Божию.
а) Гордыня, говорит слово Божие, есть начало греха, т. е. источник и корень всех грехов и беззаконий. И действительно, гордостию пал диавол и из ангела света сделался предстателем тьмы, из духа чистого и святого – начальником всякой нечистоты и злобы; гордостию пал и человек, и из существа богоподобного приложился скотом несмысленным и уподобился им.
аа) Гордость и ныне ослепляет духовные очи человека до того, что он не видит и не сознает величия Божия и собственного ничтожества, и не имеет ни страха, ни благоговения пред Богом; не чувствует благодеяний Божиих, и остается неблагодарным пред Богом.
бб) Гордость ослепляет человека и в отношении к самому себе, так что он или вовсе не видит своих пороков и слабостей, или старается прикрыть их лицемерием, любуется иногда даже такими делами своими, которых надлежало бы стыдиться.
вв) Гордость лишает всего достоинства самую благотворительность к ближним, делает недействительною самую молитву нашу, не допускает нас до искреннего раскаяния во грехах и не дает воспользоваться благодатною силою св. таинства покаяния.
гг) Гордость породила и порождает все пороки и все бедствия, от которых страдают общества человеческия. Она рождает «своенравие и упрямство», которые делают человека несносным в общежитии. «Она возбуждает себялюбие и своекорыстие», свары и раздоры, притеснения и обиды, от которых так много проливается на земле и слез и крови человеческой. Из нея вырождаются своеволие, непокорность и противление, которыми возмущается спокойствие и мир общественный.
Она производит «зависть и зложелательство», страсть осуждения и пересудов, дух клеветы и злоязычия, презрение и уничижение других, – эту общественную язву, которая свирепствует и поражает неисцельным недугом наши общества.
дд) Наконец, гордость была и есть матерь всех ересей и расколов, от которых так тяжко страдала и страдает самая церковь Божия. Поистине, «начало греха гордыня, а держай ю изрыгнет скверну».
б) С таким страшным врагом нашим надобно, братие, вести крепкую, непримиримую борьбу, чтобы сокрушить и покорить его; иначе он сделает нас ненавистными пред Богом и уподобит диаволу.
Но чем вооружиться против гордости?
аа) Смирением. Для сего надобно размышлять непрестанно о Божием величии и о собственном ничтожестве; о суетности всего, чем привык человек величаться на земле, о том, что самое существо наше есть земля и прах, тление и пища червей, что ежечасно и ежеминутно смерть держит над нами свою грозную секиру.
бб) Надобно внимательнее смотреть на свою душу и сердце сквозь зерцало слова Божия и закона Господня, видеть и обличать в самом себе безобразие злых помыслов, наклонностей и страстей, язвы и струпы грехов и беззаконий, которыми обременена наша совесть, которыми слячена душа наша, которые превращают сердце наше из храма Божия в вертеп разбойников.
вв) Надобно, отвращая взор свой от дел ближних наших, судить токмо собственные дела свои, «о Бозе ли они сделаны: аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждени были».
гг) Надобно, наконец, взирать неуклонно очами веры на Начальника и Совершителя спасения нашего Иисуса Христа, «Иже вместо предлежащия Ему почести, претерпе крест, о срамоте нерадив». Этот крест соделан человеческою гордостию из древа преслушания. Эти уничижения, поругания, оплевания, биения, заушения, которые претерпел Единородный Сын Божий, были возмездием за человеческую гордость: Сей висящий на кресте, обнаженный и поруганный, изъязвленный и умученный, страждущий и умирающий был жертвою правосудия Божия за человеческую гордость. Так ужасна, так ненавистна пред Богом, так враждебна всему устройству царствия Божия, так пагубна для разумнаго, богоподобного существа нашего гордость!
III. «Темже убо», скажем словами св. ап. Павла, «гордость всяку отложше, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа». Аминь. (Сост. по «Полн. собран. проп.», Димитр., архиеп. херсонск. и одесск., т. IV, стр. 343–9).
(Свящ. Г. Д-ко).
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284–305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой – 15 лет, Феодотией – 13 лет и Евдоксией – 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна († 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен (сведения помещены 28 июня).
См. также:
СТРАДАНИЕ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КИРА И ИОАННА И СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ АФАНАСИИ И ТРЕХ ДОЧЕРЕЙ ЕЕ ФЕОКТИСТЫ, ФЕОДОТИИ И ЕВДОКСИИ СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/107ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ КИРА И ИОАННА СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/546ЧУДЕСА СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ КИРА И ИОАННА СВТ. СОФРОНИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/chudesa-svjatyh-muchenikov-kira-i-ioanna/ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ И БЕССРЕБРЕНИКОВ КИРА И ИОАННА, СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ АФАНАСИИ И ЕЕ ДОЧЕРЕЙ ФЕОДОТИИ, ФЕОКТИСТЫ И ЕВДОКСИИ ИЕРОМ. МАКАРИЙ СИМОНОПЕТРСКИЙ
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-3/32_1ТРОПАРЬ, ГЛАС 5
Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик,/ сте́ну необори́му нам дарова́вый, Христе́ Бо́же,/ тех моли́твами сове́ты язы́ков разори́,/ Це́рковь Святу́ю укрепи́,// я́ко еди́н Благ и Человеколю́бец.
ПЕРЕВОД: Чудеса святых Твоих мучеников, как неразрушимую крепость нам даровавший, Христе Боже, по их молитвам разрушь замыслы язычников, Церковь Святую укрепи, так как Ты единственно Благой и Человеколюбивый.
КОНДАК, ГЛАС 3
От Боже́ственныя благода́ти дар чуде́с прие́мше, святи́и,/ чудоде́йствуете, непреста́нно,/ вся на́ша стра́сти рукоде́йством секу́ще неви́димым,/ Ки́ре Богому́дре со Иоа́нном сла́вным:// вы бо боже́ственнии вра́чеве есте́.
ПЕРЕВОД: От Божественной благодати дар чудес приняв, святые, вы чудодействуете непрестанно, все наши страсти отсекая врачеванием невидимым, Кир Богомудрый с Иоанном славным: ибо вы – Божественные врачи.
#союзтв #православие #христианство #религия #РПЦ #Бог #РусскаяПравославнаяЦерковь___________________________________________________
#МарияизРадонежского #Проповедь
Нет комментариев