==============================================================
Эта забавная история во времена Союза могла произойти только в узбекской школе на уроке физики. Несмотря на заклинания свидетелей пресвятого СССР о благолепии и буквально рае земном советского периода в реалии всё было намного сложнее, а иначе не случилась бы трагикомедия местного масштаба. Рассказал её Ибадулла Рахимов - мой однокашник по Кемеровскому Высшему Военному Училищу связи. С начала обучения многие мои сокурсники обратили внимание на слабую подготовку курсантов из среднеазиатских и кавказских республик. Русским языком они владели в среднем на «троечку» и с бытовыми вопросами справлялись вполне удовлетворительно, но уровень подготовки в пределах курса средней школы оставлял, мягко говоря, желать лучшего. Если бы их не продвигали по линии национальных кадров, то никто бы из них не поступил в военное училище. Для читателей помладше разъясню: в советское время существовал принцип предоставления льгот и преференций абитуриентам из национальных окраин при поступлении в высшие учебные заведения. В этом был свой резон: выпускники гражданских ВУЗ-ов из таких регионов ехали работать в свой регион. Побудить выпускников других национальных образований СССР добровольно поехать, например, в отдаленный населённый пункт в Туве или Узбекистане было невозможно. Да, было распределение, где выпускник обязывался отработать в регионе, куда его распределили, в среднем три года или его диплом будет недействительным. Кто-то из молодых специалистов ехал по распределению, а часть саботировала его и угроза лишения диплома не была для них непреодолимым препятствием. Была масса возможностей обойти эту бюрократическую рогатку или избрать другую сферу рабочей деятельности. Даже если молодой специалист добросовестно отрабатывал положенный распределением срок, то далеко не всегда оставался там дальше по различным причинам. Например, его просто могли не устраивать местные природно-климатические условия. Была и масса других местных особенностей, которые не удовлетворяли молодых специалистов. Некоторые стали уже широко известны и понятны многим жителям России сейчас. А вот тувинца после института не надо было заставлять уехать в свои родные места для продолжения трудовой карьеры. При желании и прилежании национального кадра его могли научить профессиональным навыкам на уровне не ниже «удовлетворительно» и такой специалист представлял ценность у себя на родине. А если он не желал «грызть гранит науки», то отчислить его было очень тяжело, практически невозможно. Единственно, что его оставляли на переэкзаменовку при неудовлетворительных результатах сдачи экзаменов или зачётов и зимний отпуск они могли просидеть полностью в училище, пересдавая свои двойки. Но в итоге получали свою липовую тройку и продолжали учиться до летних экзаменов. Если заваливали их, то могли просидеть половину отпуска, пересдавая свои «неуды», но потом получали всё-таки тройку и навещали родину на две недели. Был вариант порешать вопрос со сдачей, договорившись с преподавателем, как сейчас решают мигранты, получая свои фальшивые документы о знании русского языка. И так продолжалось до государственных экзаменов, получения дипломов и направления для дальнейшего прохождения службы в войсках. Ну и где тут соблюдение принципа социальной справедливости, где триумф ленинской национальной политики, когда получали одинаково дипломы выпускники, честно заслужившие их, и такие вот «ценные» кадры? А какой может быть учитель, проучившийся таким манером? Это вопрос риторический. А если пациенты попадали к таким врачам? Представить даже страшно! Недоучки из национальных республик плодили недоучек на протяжении десятилетий. Проблема имела системный характер, а руководители национальных окраин решить её не могли или не хотели. Да и какие проблемы? Попросил специалистов из центра и пришлют: учителей, инженеров или врачей. Подобное иждивенчество было в порядке вещей и длилось весь советский период.
Но я немного отвлёкся и на вопрос: «А где же здесь смешное?» отвечу: «А вот собственно сама история закона Ома в узбекской школе». Ибадулла проболел две недели и после выздоровления на уроке физики учитель задал ему вопрос: «Что гласит закон Ома?» В русской школе ничего смешного или заковыристого в этом вопросе никто бы не нашёл, но в узбекской школе сам вопрос звучал очень и очень неприлично для ученика, впервые его услышавшего. Всё дело в том, что слово «ом» на узбекском, уйгурском и многих других тюркских языках означает женский половой орган. Пока Рахимов болел, а его одноклассники изучали закон Ома, учитель наверняка предварительно как-то подготовил класс для восприятия неблагозвучного названия закона природы на родном языке. Ибадулла густо покраснел, услышав такое, и заявил: «Я таких законов не знаю и отвечать на такие вопросы не буду!» Учитель понял свою промашку и посадил бедолагу под оглушительный хохот класса. После урока он оставил его и объяснил: «Вот твоя фамилия - Рахимов, а у этого учёного – Ом. Ну что тут сделаешь? Не повезло хорошему человеку, открывшему такой важный закон физики, с фамилией». Такта и понимания в этом случае у педагога хватило, но научить его физике он не смог. Судя по результатам учёбы, знал физику курсант Рахимов плохо, за что и просидел в отпусках. А физика, между прочим, была базовым естественнонаучным предметом в училище связи. Такая вот трагикомедия узбекского образования. И что-то мне подсказывает, что дело не изменилось в лучшую сторону и сейчас. Только теперь специалистов по распределению из России не пришлют, поэтому нечего удивляться, что в некоторых населённых пунктах Средней Азии исчезают все блага цивилизации советской эпохи: без грамотных профессионалов они приходят в упадок и разваливаются. В некоторых населённых пунктах уже нет ни водопровода, ни «лампочки Ильича», не говоря уже о чём-то более высокотехнологичном. Местные баи ведут себя также иждивенчески, как в советские времена: постоянно требуют от России каких-то льгот и преференций для себя; решать вопросы государственного строительства и экономического развития не способны и не желают, воруют напропалую, а "нажитое непосильным трудом" хранят на Западе; но накопившиеся проблемы пытаются свалить на Россию путём организации миграции и прочими "милыми шалостями". Поток мигрантов, не испорченных образованием и воспитанием, постоянно увеличивается и создаёт проблемы местному населению. Вместе с ними растёт преступность и деградационные процессы на местном уровне, наркотики и прочая дрянь также сопровождают поток "ценных специалистов", в некоторых районах России местным жителям небезопасно становится появляться средь бела дня: в любой момент можно подвергнуться оскорблениям, хулиганским нападениям и прочим преступным посягательствам. Народ справедливо требует от власти навести порядок и прекратить режим проходного двора, когда в страну беспрепятственно может заехать всякая шваль, которая не желает уважать ни законы, ни местные традиции. Нагло и хамски навязывает свои порядки и представления о жизни, абсолютно не понимая, что подобным они развалили свои страны и превносят развал на территорию России. Решать проблему надо без истерик и паники. И первой мерой должен стать визовый режим въезда в страну.
Ставьте лайк, делитесь ссылками на заметку, комментируйте! Подписывайтесь на мой Дзен-канал. Это поможет его развитию.
Автор текста: Попов Олег Юрьевич.
Вот ссылка на Дзен-канал: https://dzen.ru/a/ZrmNTx0sg0gy4QBn
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3