Труд ловцов всегда был сопряжен с огромными трудностями и, чаще всего, в этой ситуации надежда была только на Бога. Поэтому олинцам непременно нужна была церковь, поэтому (по статистике 1877 года) в 1870 году в селе Оля была построена часовня, которую стала подмывать вода, и поэтому жители вынесли решение о постройке храма. Были собраны средства, и в конце 19 века была построена Никольская церковь. Она не обладает яркой индивидуальностью, хотя и является памятником деревянной культовой архитектуры, но дело не в отсутствии мастерства у ее строителей, что сказалась традиционная нехватка дерева на астраханской земле. Было оно дорогим, к тому же его трудно было достать, и потому то, что могла себе позволить столица края, провинция позволить уже не могла.
В отличии от других деревянных храмов края, церковь сильно вытянута по алтарной оси и лишена боковых пределов, отсутствие которых можно объяснить рельефом местности, узостью и вытянутостью бугра, на котором она стоит. Внутри храма были очень ценные и красивые иконы, а также старинные книги.
Но в 1936 году все изменилось. В связи с революционными преобразованиями и всеобъемлющим атеизмом, из храма выбрасывалась святыня и этот день запомнился сельчанам навсегда.
До 1936 года храм завершался «воьмериком», на котором по свидетельству старожилов, находился огромный церковный колокол и крест. Внутри храма были очень древние и ценные иконы и другие церковные принадлежности, которые были выброшены, но некоторым людям удалось их сохранить. И вот спустя 60 лет в нашем селе намечается строительство нового храма, и сельчане начинают возвращать то, что сумели сохранить. Помнят сторожилы и последнего настоятеля Ботова Виктора, который похоронен на местном кладбище.
С 1938 года помещение Никольской церкви были преобразованы под классы. С тех пор она является третьим корпусом общеобразовательной школы.
Однако во время Великой Отечественной войны здание стало военно-стратегическим объектом военных. В 1942 году при директоре А.А. Разбитновой в корпусе церкви разместился штаб зенитчиков, после отъезда которых, церковь стала хранилищем для сельскохозяйственной продукции: пшеницы, ячменя и т.д., а после окончания войны снова школой. В настоящее время здесь продолжаются школьные занятия, однако здание местами сильно обветшало, особенно с северо-западной стороны. Хочется надеяться, что мы сохраним этот памятник архитектуры будущим поколениям.
Между революцией и
Великой Отечественной войной.
Революция 1917 года принесла в села перемены. Многие жители ушли воевать за власть Советов в составе 11 – Армии. Сохранились воспоминания коринца – участника Гражданской войны В.Р. Журикова: «Я был призван в армию в 1919 году, в самый разгар войны. Меня направили в комендантскую, в поселок Оранжереи. Красноармейцев было 30 человек. Первый бой с белыми мы выдержали, а подмога пришла только ночью. При поддержке флотилии наступление белых остановлено. Затем нас перебросили в Астраханскую крепость, где меня назначили в кавалерию, командиром которой был Голубев. Со своим отрядом пошли в степи разбивать банду Сапожникова. Позже меня назначили пулеметчиком в 39-й кавалерийский полк Самарской дивизии. Мы очищали железнодорожные полотна от различных банд. А когда дивизию перебросили на Украину, продолжали борьбу с бандами под предводительством Хмаро, Махно, Маруси. Покончив с ними, занимались раскулачиванием кулаков и отправкой хлеба на фронт. В 1923 году меня демобилизовали, и я вернулся в родное село».
Колхоз в селе Коря.
С приходом к власти Советов для бедных жителей жизнь начала меняться в лучшую сторону. По всей стране развернулось движение по созданию колхозов. Так в 1919 году образовался колхоз «Красное Коря», председателем которого выбрали молодого, энергичного активиста К.И. Сильченко. В 1930 году произошло слияние двух сел Коря и Карантинного, и в колхозе оказалось около ста семей. Они сдавали в хозяйство своих коров, лошадей, подводы, сельхозинвентарь. В этом же году, по решению властей, колхоз реорганизовался. Через четыре месяца он вновь был сформирован, но с сельскохозяйственного направления перешел на рыболовецкое и стал называться «Активистом». С начала в «Активист» влилось сорок хозяйств. Бедняки свезли личные парусные лодки, сети, волокуши. Кроме того, каждая семья внесла пай в размере сорока рублей – взнос для создания первоначального фонда. Название хозяйства оправдывало себя, ибо первые его члены (И.Н. Баканев, В.Р. Журиков, И.М. Люкайкин, А.Г. Хребтов и др.) были активными и инициативными.
В 1933 году в честь пионера профсоюзного колхоз стал носить имя Э.Церенова. В хозяйстве уже насчитывалось около шестисот дворов, разбросанных в селах Забурунное, Зельма, Цунцуки, Яндыки, Шабурта, Ельгагин.
Коллективизация, как и везде, проходила напряженно. В ходе ее возникла комсомольская ячейка, которая под руководством коммунистов оказывала заметное влияние на всю хозяйственную и общественную жизнь колхоза. Один за другим менялись руководители. Председательствовать приходилось Г. Гарцеву, Э. Натырову, А. Дорджиеву, В. Нурюпову, И.Н. Баканев, А.С. Чернышову, М.П.Жабину, Б.М. Мукаеву, С.М. Рудневу. А.М. Володину и др. Практически всех их нет в живых, но в памяти людей сохранились их добрые дела и начинания.
^ Женщины на трудовом фронте.
Интересна история хозяйства и тем, что наряду с мужчинами на трудовом фронте не хуже себя показывали и женщины. Так в 1934 году было создано первое женское рыболовецкое звено, которое возглавила Галина Бадмаева. Она сумела поставить дело так, что женщины – рыбачки славились далеко за пределами Долбанского улуса. За выдающиеся успехи Галина Моктаевна была избрана членом ЦИК Калмыцкой АССР, а в 1938 году депутатом Верховного Совета Калм. АССР. В том же году на ее груди засиял значок «Отличник рыбной промышленности СССР». Состояла она и членом рыбак – колхозцентра города Москвы. С 1942 года Г.М. Бадмаева была персональной пенсионеркой и проживала в г. Элиста.
Тяжел был рыбацкий труд. Собравшись с силенками, колхозники начали через калмыцкий рыболовецкий союз приобретать парусные реюшки.
Комментарии 258
Я же тоже где-то читаю,капирую,добавляю и знакомлю всех,кому интересно.
Это материал я прочла несколько лет назад, кое - что добавила и кинула на свою страничку.
Так что,не обессудьте...
С уважением,
Г.Ф.
Их надо брать у местных жителей.
Галина,здравствуй!Вы меня попросили, я сделала.Вот этот
материал,я когда то,прочла, немного добавила и выставила.
Настоящего автора незнаю,
но буду рада,если информация вам поможет.
Я ведь знаю,как это важно,история уходит вместе с людьми, а наша цель,не потерять и не забыть прошлое нашей малой родины.
Где-то у меня еще был материал,но пока не нашла,информации много,но обещаю поискать.
С уважением,Г.Ф.
Обещаю повторить.
Это, якобы, имя собственное, но не женское - Оля, а мужское - "ОлЯ" или "ОлеЙка". Бугор , якобы, принадлежал ранее богатому калмыка с таким именем.
Но,понимаете,я живу в Астрахани,на пенсии.
В с.Оля работают хорошие,грамотные специалисты библиотеки,я думаю,они сами решат,что и как,лучше...создать.
Хотя ,работая в Центральной модельной библиотеке п.Лиман,мы часто выставляли материал по нашим селам района.
Следите,заходите на страницу, Лиман Центральная модельная библиотека,там вы найдете много интересного,а я,к сожалению,больше там не работаю.
С уважением,
Галина Фенькова.