В три часа дня в парткабинете райкома партии собралось человек 80. Среди них члены бюро райкома, секретари партийных, комсомольских организаций, депутаты аймачного и поселкового Советов, руководители предприятий и учреждений Нижне-Ангарска.
Мест не хватало, многие стояли вдоль стен, у окон, в коридоре, переговаривались, посмеивались: дескать, сколько уже говорили про БАМ, экспедиции работали, изыскания вели, уже столбики, наверное, сгнили – так говорильней и останется.
За столом президиума сидели Бутковский Пимен Иванович, тогда первый секретарь Северо-Байкальского райкома партии (Цыренов Д.М. с 1973 года был переведен в аппарат обкома КПСС в г.Улан-Удэ), Ненашев Ефим Павлович, Просянников Петр Петрович, председатель исполкома Северо-Байкальского аймачного (районного) Совета народных депутатов и двое незнакомых представительных мужчин.
Открывал районный партийно-хозяйственный актив Бутковский П.И.:
– Товарищи! Извините, что пришлось вас отрывать в выходной день от домашних дел, но время не терпит. Разрешите поприветствовать на нашей древней эвенкийской земле первых представителей строителей Байкало-Амурской магистрали и выразить уверенность, что БАМ у нас будет!
Пимен Иванович был явно взволнован, может, он хотел еще что-то сказать, глаза его сияли радостью и надеждой, что раз уже приехали такие люди, значит действительно начнется строительство железной дороги, а наш глухоманный уголок севера Бурятии заживет другой жизнью. Его настроение передалось и многим сидящим в зале.
И вот слово было предоставлено прилетевшим товарищам. Первым выступил Кобляков Виктор Максимович. Высокий, крепкого телосложения, в теплых кирзовых сапогах (мы таких раньше не видели), он сказал коротко:
- Я начальник тоннельного отряда № 11, который в скором времени будет дислоцироваться в вашем районе. ЦК КПСС объявил строительство БАМ всесоюзной стройкой. И скоро вы не узнаете свой район. Здесь будут станции, новые поселки, города, мосты и тоннели. Будет освоение природных ресурсов. Вас ожидает новая жизнь! Надеемся на вашу поддержку и солидарность!
Вторым выступил его заместитель по кадрам и быту Васильев Джоуль Всеволодович. Он представился не только как заместитель начальника ТО № 11, но и как парторг тоннельщиков. Джоуль Всеволодович подтвердил, что перед Министерством транспортного строительства СССР Центральным комитетом партии, лично Генеральным секретарем ЦК Л.И. Брежневым, поставлена конкретная задача о развертывании работ по строительству железной дороги уже в первой половине 1974 года. Он заверил районный актив, что костяк ТО № 11, как и других строительных подразделений, будут составлять коммунисты и комсомольцы, профессионалы-метростроевцы.
Надо отметить, что Д.В. Васильева отличали высокая партийная ответственность, скрупулезность и уравновешенность. Мне по роду работы пришлось более тесно с ним пообщаться, и я рад, что он сохранился таким в моей памяти.
На мою долю еще молодого работника аппарата райкома выпала задача по формированию первичных партийных организаций в трудовых коллективах строителей, подбор и выбор секретарей первичек, постановка на учет вновь прибывающих коммунистов. Работы было невпроворот. Размеренная жизнь закончилась.
С заседания актива люди расходились взволнованные, многие еще не могли взять в толк: неужели начнется строительство дороги, что же будет с районом, Нижнеангарском, как будут завозить технику, наконец-то появится телевидение и т.д. Мы еще слабо осознавали, что ждет нас впереди.
Это событие нигде не было отмечено. Районный архив, как известно, сгорел вместе со зданием исполкома и райкома партии. Фотографов и журналистов не было. Но оперативность проведенного мероприятия лишь заставила в дальнейшем коренным образом изменить стиль, методы и формы работы райкома партии, исполкома райсовета, предприятий и организаций нашего района.
Через два месяца с даты проведения районного партхозактива, 23 апреля 1974 года 17 съезд ВЛКСМ из кремлевского Дворца съездов направил на БАМ первый Всесоюзный ударный комсомольско-молодежный отряд имени XVII съезда комсомола.
Мы начали работать на Байкало-Амурскую магистраль, а БАМ стал работать на нас!
Комментарии 6