У каждого из нас была своя дорога на БАМ. В начале лета 1977 года я твердо решил, что я должен уехать из Улан-Удэ в Магадан. Там, как мне говорили друзья, очень быстро можно заработать на легковую машину. Купил билет на рейс Улан-Удэ-Иркутск-Магадан, все как положено, с прописки и военного учета снялся, утром с родителями попрощался и поехал в аэропорт, к вечеру родители думали, что я уже в Магадане, а тут я открываю входную дверь родительской квартиры и объявляю, что еду не в Магадан, а на БАМ. От полноты чувств, что исполнилась моя мечта, я кричу на весь дом и тащу родителей к окну: «Я уже устроился на работу, получил грузовую машину - седельный тягач МАЗ-504, груженный новейшими двигателями ЯМЗ-238, машина стоит под окнами, можете посмотреть, а завтра утром еду в Усть-Баргузин грузиться на баржу до Северобайкальска».
Вот так, за один день изменилась моя судьба и навек связала меня с БАМом и северным Байкалом. Все произошло из-за разговора со знакомым таксистом, который вез меня в аэропорт: «Какой Магадан! Сейчас все стремятся на БАМ! Время до рейса еще есть, давай заедем в поселок Солдатский. Узнаем, что да как». Таксист сворачивает налево в поселок Солдатский, в автобазу Бамтоннельстрой. Бегом забегаю в вагончик отдела кадров: «Водители нужны?» - спрашиваю. Отвечают: «Есть начальник колонны на территории, тоже в таком же вагончике, он вам скажет, нужны вы нам или нет, сходите к нему, только после его согласия придете к нам.» Показал начальнику колонны водительские права, а он мне: «Сынок, ты знаешь на какую технику просишься? Водители нужны, но со стажем, опытные и с категорией, у тебя даже категории нет и стажа всего год». Не успел я выйти с вагончика, разговаривают два водителя, один из них, высокий, спрашивает: «Видать на работу хочешь устроиться? Берут?» Я ему: «Опыта нет, стажа нет, категории нет. Не берут.» А он: «Ты не уходи, я сейчас увольняюсь, вон рядом седельный тягач груженный стоит, - рукой указывает на машину, - послезавтра в Усть-Баргузине на баржу должен грузиться, этот груз на БАМе очень нужен, ты, парень, чуть подожди, а то меня не увольняют, водителя не могут найти». Через несколько минут выходит он от начальника колонны, говорит: «Все, договорился, тебя возьмут, я увольняюсь». Женя Слепнев, так звали парня, опытнее меня, он сразу понял, что эта машина только по асфальту, но никак не бамовский тягач. Как потом я узнал, таких тягачей пришло 4 штуки, 2 машины вообще не дошли до БАМа, начальство когда поняли, что эти машины не годятся для бамовских дорог, обменяли их в Улан-Удэ на другие машины, третий тягач на БАМ пригнал Ванин Николай, сделал 2 рейса из Северобайкальска до Северомуйска, намучался и пересел на старый Магирус-290, машину списали, а полуприцеп отдали под Урал. А четвертый МАЗ достался мне.
Ехал до Усть-Баргузина очень осторожно, опыта то нет совсем, до этого работал только на раздолбанном газике, а тут такая махина длиной 12 метров, сзади полуприцеп с дорогостоящими двигателями. По тем временам мой груз – страшнейший дефицит, это понимают только спецы, старые водители, механики, трактористы. Двигатель первой комплектности - это сердце любой техники, пусть машина будет даже старая, а двигатель новый, считай план будет. К Усть-Баргузину подъехал под утро. Повернул налево и сразу видно портовый кран, а внизу морские баржи, готовые к погрузке. На причале тишина. К 8 часам подъезжает на мотоцикле с коляской Валерий Шестаков, мастер по погрузке барж, я бегом к нему, я мол с автобазы БТС на погрузку. Ждите, -отвечает,- тут все на погрузку, машин очень много.
От Улан-Удэ до разгрузки с баржи в Северобайкальске дали 12 дней, из них 2 дня ушло на загрузку баржи до полной вместимости. Когда машина уже была на барже, поступила команда с автобазы БТС мою машину доверху догрузить кразовской резиной, освободив целый Магирус, который после разгрузки вернулся на базу за новым грузом. Нужно ли говорить, что вся эта суматоха, желание работать в большом коллективе, где все кипит, где все подчинено одной цели – успеть за летнюю навигацию как можно больше груза, техники передислоцировать с большой земли на БАМ – все это было для меня ново и ответственно. Понемногу приходило понимание, что наконец-то я там, где должен быть.
На второй день маневровый тягач две полные баржи оттащил в море и поставил на якоръ в устье реки Устъ-Баргузин, здесь мы простояли ровно сутки. Народу на барже много, некоторые едут семьями, с детьми. Все до вечера стояли вдоль борта, любовались морем, опытные сразу телогрейки одели, как стало темнеть, моментально холодный ветер с Байкала подул. Кругом все говорили о том, что нет свободных тягачей тащить баржи, гадали, сколько еще тут простоим. Потихоньку все разбрелись по каютам, по кабинам и я пошел в свой Маз-504 со спальником. Ночь оказалась холодной. Тут на барже все машины плотно стоят, заводка двигателя категорически запрещена, иначе можно задохнуться, а рядом, смотрю, Магирусы с автономными отопителями, включили и спят в тепле в майках. Чувствую, что замерзаю. И тут вспомнил, как перед отъездом мама принесла папину овчинную шубу, в которой мой отец, сельский фельдшер, много лет ездил на коне с телегой по чабанским отарам и деревням, и, как я не отказывался, она силком закинула огромную доху в кабину. Мысленно поблагодарив маму, завернулся в эту доху и уснул как младенец под шум Байкала. С тех пор папина доха стала для меня бесценной вещью в моей бамовской жизни.
Проснулся, когда чуть расцвело. Смотрю, ребята чай варят в котелке с помощью паялки, я подошел, поздоровался с ними. «Пей чай,- говорят,- не стесняйся, будь своим, тебе с нами неделю плыть. Ты, как видим, новичок. Того, что у нас есть, у тебя все равно нет». Действительно, начиная от соли, спичек, сала, консервов, паялки, котелка, кончая необходимой одеждой - все в машинах у ребят. Я, пока с ними плыл по Байкалу, понял, ЧТО мне необходимо в моей дальнейшей работе иметь всегда в машине. Старые водители, пока плыли на барже, посмеивались над моей машиной и надо мной: «Куда плывешь? Там бывает Уралы местами буксуют, Магирусы с блокировками не проходят, а ты на таком крокодиле». Но у меня выхода нет, я должен был попасть на БАМ любой ценой.
И вот наконец-то мы в Северобайкальске, на Курлах. Весь причал смотрел, как я пытаюсь выехать с баржи на берег. После третьей попытки зацепил меня Магирус и вытянул на дорогу. По приезду в так называемый гараж без ворот, в лесу возле «Багульника», я попытался узнать, где можно переночевать и помыться, спросили, на какой я машине, ответил, что на Мазе, «Вот и хорошо, есть где ночевать, мы все по кабинам живем. Завтра разгрузим и срочно в рейс в Северомуйск, на проходку. Твоя шаланда сейчас очень нужна под неразделимые длинномеры». Тот первый рейс до Северомуйска я запомнил на всю жизнь. Ночью шел дождь и мой негорный тягач напрочь отказался подняться на Северобайкальский подъем по старой дороге. И так всю дорогу, тащили меня и Уралами, и Кразами, и тракторами. К концу рейса научился я заезжать в лужи ровно посередине дороги, чтоб меня не могли объехать и волей- неволей были вынуждены вытаскивать мою машину на сухое место, научился я заводить и угонять брошенные мехколоннами трактора, чтоб вытащить свой тягач. Через несколько таких рейсов мою машину, груженную трубами, арматурой, металлопрокатом все дальнобойщики стали узнавать, советовали бросить эту машину. А я зато теперь наизусть знал дорогу от Звездного до Северомуйска: где ямки, где бугорок, где затяжные подъемы, все мосты и броды, то там сидел сутки, то здесь. Однажды загрузили меня 18 тоннами цемента до Северомуйска. Дороги практически не было, неделю шли дожди, и на одном повороте машину занесло и уложило боком в кювет. Бывалые водители, проезжающие мимо, посоветовали разгрузить полностью машину, затем уже вытянуть тягач с шаландой на дорогу и снова загрузить цемент. Все машины торопились, у всех свои планы, они лишь могли помочь едой, кто–то делился хлебом, кто салом, кто консервами. В течение нескольких дней я один разгружал машину, таская мешки на сухой пригорок, потом двумя грузовиками вытянули машину на дорогу. И когда я только начал таскать мешки на машину, подъехал КРАЗ, и незнакомый водитель, не говоря много слов, в течении 2 дней вместе со мной загрузил полностью машину, с головы до ног испачкавшись цементом. Это был Николай Брежнев, с Прибайкальского района, с тех пор мой большой друг.
Ближе к зиме догадался я одеть тракторные гусеницы на колеса. Получилось так, что машина- немашина, трактор – нетрактор, но зато на подъемы еду королем, но на равнине как на тракторе. В январе 1978 года пришли новенькие бензовозы – Уралы из консервации фонда Вооруженных сил. Новый начальник автобазы БТС Наталушко Александр Васильевич, бывший строитель Абакан –Тайшет, обратил в автопарке внимание на мою машину на гусеницах, от удивления спросил, где водитель, после знакомства он объявил, что выделяет мне новый Урал-бензовоз за все мои муки. Сделав один рейс, я всей душой полюбил эту машину. Эпопея с 12-ти метровым одноосным Маз -504 наконец - то была благополучно завершена. С этих пор начался новый этап моей бамовской жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 67