Сергия, обретение его честных мощей.
1. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. При рождении сына они нарекли его Варфоломеем. Младенец не брал грудь матери в среду и пятницу и никакого иного молока в эти дни не вкушал. С юных лет мальчик полюбил уединение, воздержание и пост. От детских игр сторонился, прилежно читал Божественные книги.
2. После смерти родителей (семья в ту пору уже жила в городе Радонеж) Варфоломей раздал наследство и ушел в леса жить в хижине, где молился Богу непрестанно. В 23 года принял иноческий постриг и стал Сергием. И вскоре построил небольшую церковь во имя Святой Троицы и основал монастырь.
3. Творил Преподобный Сергий различные чудеса и даже мертвого воскресил. У некоего человека, преданного обители, был сын единородный, одержимый болезнью. И он принес его к преподобному, чтобы тот его исцелил. Отрок же по пути умер, и рыдал безутешно отец над ним. Преподобный же Сергий, видя рыдания этого человека, умилосердствовался и помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу. И возвратился человек с радостью в дом свой с живым и здоровым сыном.
4. Еще живя во плоти, сподобился Сергий Радонежский общению с безплотными духами, ибо когда служил он Божественную литургию, ангел Господень сослужил ему, как свидетельствуют о том его ученики, Исаакий молчальник и Макарий, достоверные и в добродетелях совершенные мужи. Ибо они видели ангела Божия с преподобным Сергием в алтаре служащего, сияющего подобно солнцу, и ужасались, видя неизреченное величие его.
5. Во время нашествия Мамая на Русь в 1380 году Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия на Куликовскую битву. И Мамай бежал. Князь же с торжеством с поля боя возвратившись, пришел в обитель и благодарил святого, ибо он помог ему своими прилежными молитвами к Богу.6. Преподобный Сергий воспитал множество учеников, среди которых – святые Михей и Никон Радонежские, Роман Киржачский, Андроник Московский, Епифаний Премудрый.
7. Сергий Радонежский дожил до глубокой старости – до 78 лет. Поставил игуменом в монастыре своего ученика Никона. А сам начал безмолвствовать. В самый час исхода причастился Святых Тайн и скончался 25 сентября 1392 года. Было же лицо его светлым, не как у мертвеца, а как у спящего человека.8. Через тридцать лет были обретены мощи его целыми и нетленными, и к одеждам его не прикоснулось тление: благоухание же неизреченное исходило и многие исцеления болящим подавались. Преподобный Сергий Радонежский почитается как заступник земли русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в учении.
Весь день из рук не выпускав пилы,
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой; стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен медом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К тебе взывает юноша-монах.
1906/1909
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре.
Начало монашеской жизни
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Общественное служение Сергия Радонежского.
После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Старость и кончина преподобного Сергия
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…
25 сентября 1392 года Сергий скончался, а через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 5 (18) июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. В 1920—1946 гг. мощи находились в музн0�сь в м�5щавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
Канонизация
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).
Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.
С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.
Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия
В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О.Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным учёным и внуком священника Павла Флоренского. П. В. Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года (согласно официальному советскому изданию «Революция и церковь», вскрытие мощей преподобного Сергия происходило поздно вечером накануне, в пятницу 11 апреля 1919 года) отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.
По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре состоялось тайное совещание, в котором приняли участие отец Павел Флоренский, наместник Лавры отец Кронид, Ю. А. Олсуфьев, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры; и, вероятно, члены Комиссии граф В. А. Комаровский, а также С. П. Мансуров и М. В. Шик, которые впоследствии стали священниками.
Участники совещания тайно проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами Преподобного, отделили с помощью копия главу святого, которую заменили головой погребённого в лавре князя Трубецкого. Главу преподобного Сергия Радонежского временно поместили в ризнице. Вскоре граф Олсуфьев переместил Главу в дубовый ковчег и перенёс к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году, Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.
В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Ю. А. Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова (будущего владыку Сергия — епископа Новгородского и Старорусского). П. А. Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, П. А. Голубцов передал ковчег Екатерине Павловне Васильчиковой (приёмной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.
В 1946 году, когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Е. П. Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить её на место, в раку.
По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своём участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было...
О новых чудесах преподобного Сергия.
Собрал диакон Валерий Духанин 18 июля 2014 года
«Я только начала воцерковляться. И в первый раз с внуком в 2005 году приехала в Троицко-Сергиеву Лавру; мы долго искали гостиницу архангела Михаила; хотя мне было всё подробно объяснено и написано, мы с внуком кружили с сумками, уставшие с дороги, почти около гостиницы добрых часа два, но по неведомой нам причине преподобный Сергий не пускал нас. Мы с внуком уже в голос молились, и, слава Богу, одна женщина привела нас, мы были буквально в двух шагах от гостиницы. В этот же день мы отправились в Лавру поклониться и приложиться к мощам преподобного Сергия, и когда я подходила к мощам, на меня с иконы смотрели как будто живые глаза преподобного Сергия, это было такое потрясение, что я даже не помню, как подошла к мощам. Я всё время думала об этих глазах и до сих пор это видение всегда со мной, и это укрепляет и радует. Преподобный Сергий Радонежский вознаградил нас на всю жизнь».
У Анатолия Д. весной 2010 года сильно продуло шею, начался неврит плечевого нерва. Все веточки нерва отзывались страшной болью. По профессии он массажист, а двигать рукой не мог и потому не работал уже две недели. Тут он подумал: поеду-ка в Лавру, дочка давно просила. Приехали вечером, попасть в Троицкий собор не успели. Утром пошли к Преподобному. В храме читался акафист. Стали в очередь к святым мощам, приложились и остались дослушать акафист. Когда акафист закончился, у Анатолия возникло сильное желание еще раз приложиться к мощам Преподобного. Как только он приложился и стал разгибать спину, как почувствовал: словно горячая вода прошла по нервам плеча и руки, как будто она стекала вниз, и после этого бывшая ранее нестерпимая боль прошла, остались только некоторые болевые ощущения. А в душе Анатолий почувствовал, как будто кто-то сказал: «Можно было и больше, но это тебе для смирения». Анатолий сразу же понял, что Преподобный мог бы и вовсе освободить его от боли, но остатки болезни нужны для воспитания в нем терпения. Дочери он сказал: «Представляешь, у меня рука не болит».
Дочь Аллы К. Юлия, заканчивая школу, оказалась в первом потоке, который сдавал ЕГЭ. Она очень боялась, потому что никто не знал, как всё будет проходить. Мама сказала: «Юля, давай обратимся к преподобному Сергию». Дочь, еще не будучи очень воцерковленной, ответила: «Наверное, мне, и правда, уже не у кого просить помощи, кроме как у Сергия Радонежского». Они купили его икону, и Юля по совету матери молилась и просила, чтобы всё сложилось хорошо. После экзамена она пришла счастливая и сказала: «Мама, ты знаешь, я ведь просила у Преподобного вторую парту у окна слева – я там и сидела». Она просила, конечно, не только это, но такое конкретное соответствие просьбе ее поразило и укрепило в вере. После этого она стала ближе к Богу и, по ее собственному признанию, перед сном всегда берет в руки ладанку с крестиком и так спокойно засыпает. Юля стала учительницей и теперь своих учеников перед экзаменами возит в Лавру к преподобному Сергию.
Пожилой прихожанин сергиево-посадского храма великомученика Пантелеимона Николай долгое время страдал от старой травмы большого пальца, который совершенно не сгибался. Это значительно затрудняло действия, а как-то разрешить ситуацию не представлялось возможным. В 2013 году Николай нашел у себя дома пузырек с елеем от лампады у раки преподобного Сергия, который набрала давным-давно его супруга. Масло оказалось настолько старым, что было вязким. Однако Николай решил регулярно мазать свой палец – и в одно утро, проснувшись, собираясь куда-то по делам, Николай неожиданно заметил, что палец двигается, словно никакой травмы и не было. После этого он решил: «Дай-ка помажу и грыжу». Паховой грыжей он страдал уже десять лет. Всякий раз после душа он вправлял грыжу в проемы мышц живота и надевал корсет. И вот он стал мазать грыжу святым елеем от преподобного Сергия. В один день, выйдя из душа, Николай привычным движением взялся руками за живот, но тут же с удивлением обнаружил, что мышцы ровны и гладки и никакой грыжи нет. «Надо же!» – удивился он и, еще не предполагая о чуде, всё равно надел по привычке корсет. Вечером, перед сном снял корсет – грыжи не было. Утром проснулся – грыжи опять не оказалось. Корсет он больше не надевал. А врач, к которому он после этого показался, сказал, что такое вообще невозможно, потому что так просто мышцы внутри живота срастись не могут – нужна специальная операция. В благодарность за исцеление Николай заказал иконописцам написать большую икону Знамения Пресвятой Богородицы, которую преподнес в 2014 году в дар родному храму великомученика Пантелеимона.
Один благочестивый человек, трудящийся в церковных структурах, рассказал такую историю: «Поделюсь случаем чудесной помощи преподобного Сергия. История нашей с Настей семьи начиналась именно с этого. После того как мы пешком пришли на богомолье из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру (май 2009 г.), я попросил у Преподобного показать мне, является ли Настя предназначенной мне от Бога супругой, попросил какого-нибудь внятного знака, который нельзя истолковать в иную сторону. Прошло три или четыре дня. Мы готовились к Великорецкому крестному ходу. Настя приехала в Высоко-Петровский монастырь, где главный действующий храм посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Так вот, когда мы после всех приготовлений выходили из монастыря, то подошли под благословение к владыке Меркурию, тогда еще епископу Зарайскому, наместнику Патриаршего подворья бывшего Высоко-Петровского монастыря (монастырь был воссоздан в октябре 2009 г.). Между нами состоялся такой разговор: – Владыка, благословите. Он, благословив, неожиданно сказал, глядя на Настю: – Юрий, а кто это с тобой? Это твоя матушка? – Да… нет… владыка, не знаю, как Бог даст. – Это ты не знаешь, а я всё знаю: это твоя матушка! Непосредственное благословение на брак состоялось позднее, на память преподобных Кирилла и Марии Радонежских (родителей преподобного Сергия) 28 сентября 2009 года, причем мы специально не подгадывали дату».
После снятия Юрия Лужкова с должности мэра города Москвы были также уволены многие высокопоставленные чиновники. Один из них, Анатолий (он занимал должность префекта одного из московских округов), не перенес такого жизненного удара и оказался в 2010 году в больнице с сильнейшим сердечным приступом. Там он впал в кому и был помещен в реанимацию. Его супруга, Татьяна, осталась с ним, а дети, Олег и Ольга, поехали в Лавру. Они, будучи людьми невоцерковленными, еще ничего толком не знали, но смогли прийти в Троицкий собор, написали записку о здравии отца, понесли к мощам преподобного Сергия, подали ее совершавшему молебен иеромонаху и попросили его помянуть болящего Анатолия. Неожиданно батюшка возвратил им записку и сказал, что такого больного нет. В недоумении брат и сестра направились к выходу. Они испугались: что же, отец уже умер? Только вышли из храма, как им позвонила по мобильному телефону мама и сообщила радостную весть, что отец только что пришел в себя. Болезнь прошла, и Анатолий выписался из больницы. Хорошо знавшая эту семью православная христианка Анна Р. (которая и рассказала эту историю) говорила им, что Господь явил Свою милость ради спасения их душ, и значит, выздоровление дано для того, чтобы пойти на исповедь, очиститься от грехов, причаститься Святых Таин Христовых. К сожалению, увлекшись чрезмерной радостью о полученном выздоровлении, семья не проявила должного внимания к духовной жизни. Прошел год, отец вновь оказался в больнице с тем же диагнозом и умер в декабре 2011 года.
Подмосковный предприниматель Сергей долгое время вел жизнь распутную. Как-то он встретил старого друга, прошедшего войну в Афганистане. Выпив чрезмерную долю алкоголя, они по действию обольстителя дошли до такого состояния, что решили сыграть в так называемую русскую рулетку: в старый револьвер был вложен один патрон, а каждый должен был крутануть барабан, приставить ствол к виску и нажать на спусковой крючок. Другу не повезло: он выстрелил себе в голову. Гибель товарища оказала на Сергея такое шокирующее действие, что с тех пор он ни разу больше не употреблял алкоголь. Сергей потянулся к Богу, стал каяться в своих грехах и неоднократно приезжал в обитель Святой Троицы молиться преподобному Сергию. Он продолжал заниматься предпринимательством, уже имел несколько небольших заводов под Москвой, где находились роботизированные станки. В виду жесткой конкуренции и неоднократных атак со стороны противников по бизнесу Сергею приходилось в 2000-х годах много судиться. Это довело его до нервного изнеможения и физического истощения. Перед очередным судом он стоял в Троицком соборе у раки Преподобного. Все внутренности болели, ныли, и Сергей взмолился святому угоднику: «Пожалуйста, помоги, Преподобный, я больше не могу, нет больше сил терпеть». Боли прошли, в теле появилась легкость. Суд был успешно выигран, а Сергей с тех пор хранит в душе глубокую благодарность преподобному Сергию.
Николай вспоминает, как он, маленький тогда Коля, увидел: его бабушка стоит на коленях перед иконами и зовет молиться его: «Мама сейчас умрет». Четырехлетний мальчик стал молиться святителю Николаю, просил о маме, чтобы осталась жива, просил просто, непосредственно, как бы в живой беседе, с детской и очевидной верой. Вдруг он то ли услышал, то ли почувствовал ясный ответ: «Не переживай, я всё знаю, мама не умрет, всё будет хорошо». После этой молитвы Коля с полной уверенностью сообщил бабушке, что всё обойдется, и действительно, мама быстро поправилась. Только вот за всю последующую жизнь Николай больше не слышал подобных ответов. А с мамой было вот что: перед родами врачи обнаружили, что ребенок повернулся неправильно. Пришлось срочно делать операцию. После благополучного разрешения ей никто не сказал, что пить ей сейчас нельзя. А тут как раз кто-то принес жирный суп да холодный компот. Поев и попив домашней снеди, она тут же потеряла сознание. Вот тогда-то врачи забегали. Сама она во время своего забытья видела радугу, наверху которой преподобный Сергий причащал из чаши Святыми Дарами идущих к нему людей. И она тоже пошла по радуге к Чаше, сложив на груди руки крестообразно. Подходя причащаться, она стала петь: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите». С этим пением и очнулась, а врачи ей сказали: «Да, хорошо ты пела».
У Ирины Ж. была серьезная болезнь желудка, похожая на прободную язву, ей диагностировали внутреннее кровотечение. Она не могла ни есть, ни пить. Лекарства по определенным причинам ей принимать было тоже нельзя, спасалась только травами, и потому процесс восстановления проходил очень долго. В 2013 году, находясь на летней сессии Высших богословских курсов в Лавре, она как-то опоздала на общую вечернюю трапезу и пошла в монастырский ларек, где заказала салат из капусты. Когда взяла ложку в рот, то поняла, что в капусте уксус, но постеснялась выплюнуть – пришлось проглотить. Выйдя из ларька, почувствовала себя очень плохо: желудок сразу отреагировал. Ирина ощущала, что теряет сознание. Пошла сразу к преподобному Сергию, встала у стеночки и говорит: «Отче Сергие, мне бы до дома доехать, там у меня травка есть». На всякий случай обняла свою сумку, потому что боялась: если упадет в обморок, то сумку с ключами и документами сразу украдут. Тут открылась дверь в Серапионову палату, Ирина прошла туда, повернулась в одну сторону – там народ, в другую – неожиданно увидела своего соседа по дому Сергея, который спросил: «Ты что здесь делаешь?» Она сама в ответ с удивлением спросила: «А ты что здесь делаешь?» Обычно он ложился спать уже в 21:00, так как каждый день поднимался в 5 утра. Он отвечает: «А я не знаю». Оказалось, что когда ехал с работы, то была только одна мысль: умыться, душ принять, поесть и лечь быстрее спать. Приехал домой и вдруг говорит жене: «Поехали в Лавру». Она отвечает: «Я не готова». «И я не готов. Поехали». Так они оказались здесь и теперь помогли Ирине добраться назад до дома. Потом неоднократно вспоминали: «Как мы туда приехали? Да это же мы за тобой приехали». А желудок Ирины стал потихоньку восстанавливаться.
Люди едут к батюшке Сергию с разных сторон, со своими просьбами и надеждами, просто с желанием немного пожить у святой обители. И даже если что-то поначалу не получается, преподобный Сергий всё равно подает утешение.
В Жировицах была женщина-коммунистка, которая очень любила своего мужа. Сосед написал на ее мужа в ЧК, за ним приехали, забрали, и больше она его не видела. После этого у нее появилась опухоль в мозге, как сама она говорила: «Половина головы у меня сгнило». Врачи не предвещали ничего хорошего. Тогда она обратилась к вере, начала молиться преподобному Сергию и получила исцеление. Врачи этому немало удивлялись, а она прожила еще много лет.
Уже в 2000-е годы назначенный пребывать в России японский посол приехал в Лавру. Он болел весьма тяжелой болезнью желудка, никакое лечение не помогало. В Лавре ему рассказали про цельбоносный источник преподобного Саввы Сторожевского возле обители. Посол поверил сказанному и сразу же направился к святому роднику. Выпив воды из источника, он действительно получил исцеление и потом регулярно направлял машину набирать воду из источника, которую одну только и пил, пока оставался в Москве на своем служебном посту.
Также в 2000-е годы из г. Дзержинский Московской области приезжали в Сергиев Посад еще не очень воцерковленные люди. Один из них, Иван, долгое время был подвержен страсти курения, ежедневно выкуривал по две пачки сигарет и ничего не мог с этим поделать. Оказавшись в Лавре, он подошел вместе с другими людьми к мощам преподобного Сергия. Будучи невоцерковленным, он особо ни о чем не просил, а только перекрестился и приложился к святым мощам батюшки Сергия. Когда же ехал в электричке обратно в Москву, то вышел по привычке в тамбур покурить, затянулся сигаретой и неожиданно для себя почувствовал, что курить он не хочет. К великому удивлению для себя самого, не выкурил даже половины сигареты, выбросил и больше с тех пор к курению не притрагивался. Так благодать преподобного Сергия подействовала на душу человека, пришедшего и приложившегося к мощам, отвратила его от пагубного пристрастия.
Двое верующих молодых людей, Дмитрий и Наталья, встретились в Лавре, с которой тесно связывали свою судьбу. Они поженились и когда ждали первого малыша, то очень хотели назвать его Сергием в честь Преподобного. Врачи поставили срок родов – конец октября. Мама очень сожалела, что ребенок должен родиться не перед праздником Преподобного, а после. Будучи людьми глубоко воцерковленными, они следовали строгой традиции – отмечать память небесного покровителя в день, следующий уже после дня рождения. И вот всё получилось так, что роды начались не в конце октября, а в начале, сын Сережа родился за три дня до осеннего праздника Преподобного – 5 октября. Казалось бы, обычная житейская ситуация, но и здесь христианин видит милость Божию и благодарит Господа за данную счас
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 17